Классический конфликт между трудом, капиталом и минтруда - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Классический конфликт между трудом, капиталом и минтруда

Классический конфликт между трудом, капиталом и минтруда

Общественники-работодатели и чиновники из министерства труда и социальной защиты населения наконец-то встретились для того, чтобы высказать в глаза все, что они думают друг о друге.

  • 28 Июня 2004
  • 1276
Фото - Caravan.kz

Нужно сказать, что до этого момента проводились различные «круглые столы», где обличались трудовое законодательство, не отрегулированные отношения в этой сфере и критиковалась «неэффективная работа» самого министерства. Дескать, инспекторы по труду не разрешают проблем, зато навязывают сомнительные, дорогостоящие и ненужные услуги.
В ответ на это Гульжан Карагусова сказала, что труд и капитал никогда дружить не будут, здесь всегда антагонизм. Следовательно, задачей минтруда является отстаивание интересов труда. На это директорат говорит, что минтруда не способно отстаивать интересы коллектива даже чисто физически в силу нехватки персонала в ведомстве. Трудовое законодательство как нарушалось, так и нарушается. Да и потом, данное ведомство, скорее всего, озабочено собственным корпоративным интересом по штрафованию и продаже не очень нужных справок.
Инициатором данной встречи стали чиновники из министерства во главе с Гульжан Карагусовой. Организаторы круглого стола не стали звать прессу, надеясь все обсудить без общественных свидетелей. Зато общественники представителей масс-медиа позвали. Но все равно журналистов было совсем мало. Даже очень мало. Нужно сказать, что обычно журналисты охотно ходят на встречи с участием топ-чиновников. Просто в этот раз, вероятно, толком никого не оповестили.
Гульжан Карагусова пришла на встречу не с пустыми руками. Ее помощники подготовили презентацию новой концепции трудового кодекса. Сегодня идет оживленная работа по этому поводу. Гульжан Карагусова сказала, что для создания этого правового документа проводятся встречи, как с профсоюзами, неправительственными организациями (НПО), так и с работодателями. «И, самое главное, здесь найти золотую середину между интересами работников и работодателей. Решить максимально эффективно классическую проблему конфликта труда и капитала».
Как заявили разработчики проекта кодекса, готовящийся документ базируется на новом типе отношений между работодателями и работниками. Во-первых, в соответствии с планируемой моделью законопроекта, предлагается правовое регулирование трудовых отношений.
Честно говоря, так и хочется спросить, как же раньше утрясались эти отношения?! По законам джунглей, военного времени или по понятиям?! У работодателя, как известно, одни понятия, у работника другие. В общем, кто кого переспорит! Понятно, что у работодателя прав всегда больше. Зачастую, к сожалению, и получается, что эти отношения строятся по принципу права сильного, со всеми вытекающими…
Во-вторых, новым является создание самого кодекса. И, в-третьих, документ готовится в соответствии с международными стандартами. Это, конечно же, приурочено к вступлению в ВТО.
В будущем законе хотят закрепить норму, которая позволяла бы отстаивать интересы работника перед работодателем с учетом интересов первого. Кроме того, разработчики хотят внести положение, которое обеспечивало бы стимуляцию работника к повышению конечного качества.
Проблема легализации трудовых отношений также была поднята в проекте. По словам общественников, правоохранительным органам сегодня невозможно победить конвертируемую зарплату (в конвертах). Следовательно, это можно сделать при помощи административных мер, к примеру, через снижение налогов. В целях развития трудовых отношений в условиях рынка, разработчики и в будущем предлагают развивать их на основе коллективных и индивидуальных договоров.
Проект кодекса предлагает установить минимальный уровень заработной платы, периода отдыха и отпусков.
Есть в проекте и экономический блок. По мнению разработчиков, коль скоро качество регулирования трудовых взаимоотношений влияет и на экономическое развитие страны в целом, значит, здесь должны быть заложены и экономические постулаты, расчеты и формулы. В первую голову, они касаются размеров оплаты и норм труда.
Впервые в законопроекте введена обязанность для работодателя в разработке, введении, замене и пересмотре норм труда, а также создание необходимых норм и условий для выполнения этих требований. Для того, чтобы это положение работало, функции по контролю за исполнением возложены на контрольно-надзорный орган. В данном случае, конечно же, им является минтруда.
Вероятнее всего данное положение в проекте связано с тем, что кроме своих прямых обязанностей, работники иногда исполняют какие-либо неофициальные поручения. Видимо, разработчики по максимуму хотят их легализовать, либо исключить сверхнормативный труд, когда обычно рабочий день кончается в 18.00., а некоторым работникам приходится работать до полуночи, и это никак не оплачивается. Бывают же случаи, когда работников на месте не найдешь уже и в 16.00. По большому счету, внутренние порядки на предприятии трудно до конца отрегулировать тому же государству, скорее всего, невозможно.
Новый проект пытается регламентировать почасовой порядок оплаты труда, который официально является новшеством. Разработчики также предлагают индексировать зарплату в соответствии с хозяйственной деятельностью предприятия. Они не расшифровали, что это означает, но, вероятно, связано с ростом зарплаты соответственно увеличению прибыльности предприятия. Минимальный уровень зарплаты устанавливается за неквалифицированный труд, который не включает в себя надбавки, премии и прочие поощрения.
Представители министерства утверждают, что данный блок не должен будет отпугивать работодателей в силу того, что данные условия будут оговариваться в рамках индивидуальных договоров, диалогов, переговоров и т.д.
На некоторых предприятиях одной из серьезных проблем является безопасность труда, связанная с оборудованием. С этой целью предлагается ввести проведение обязательной аттестации производственных объектов, например, с точки зрения предотвращения аварий и катастроф, гигиены. Законопроект обяжет администрацию предприятия создать службу безопасности и охраны труда или соответствующего комитета с численностью сотрудников на предприятии не менее 50 человек. В данном блоке закрепляется обязательное ведение мониторинга безопасности и охраны труда. Экстренные случаи аварий, катастроф и других случаев, которые могут вызвать человеческие жертвы, будут расследоваться соответствующей комиссией.
Разработчики также в качестве новации предлагают ввести запрет на продление краткосрочных договоров работника с одним и тем же предприятием. Как известно, сегодня это стало широко применяться работодателями. Данная форма документа позволяет администрации уходить от несения ответственности по социальным и иным гарантиям. И, кроме того, является хорошим механизмом по удержанию работника в узде. Поэтому предполагается установить четкие временные рамки по краткосрочным договорам.
В контексте данного блока вводятся дополнительные нормы об аттестации персонала, повышении конкурентоспособности. В связи с этим сокращено число оснований для преждевременного прекращения действия трудовых договоров с 17 до 9.
Проект закона создавался также и с учетом гендерной политики по части предоставления женской половине равных прав с мужчинами, оплаты, безвредности производства и прочих нагрузок. Честно говоря, непонятно почему всплыла эта тема. Большевики еще в 1917 году уравняли в правах мужчин и женщин.
Сегодня можно зайти в офис любой фирмы и обнаружить, что подавляющая часть женского коллектива занимает именно руководящие посты, а мужская половина занимается исполнением их распоряжений. Когда в Казахстане говорят о поголовном угнетении женщин, иначе как спекуляцией это не назовешь. Конечно, есть определенные перегибы на местах (а куда же без них), но это еще не характеризует ситуацию.
К гендерной политике вообще нужно осторожно относится, ибо это тонкая материя. Как указано в казахстанской Конституции, дискриминация по половому, языковому, национальному, социальному, возрастному и прочим признакам, запрещена. Однако, если сегодня открыть газету с объявлениями о работе, этой дискриминации там кишмя кишит. Откровенно нарушаются права не только женской половины, но и мужской тоже, если отталкиваться от первичных половых признаков. По большому счету, проблема намного глубже и сложнее, чем только гендер.
О гендерной политике, как правило, кричат во всеуслышание разнообразные НПО, феминистские лиги и прочие организации, вскормленные американскими (правительственными и проправительственными) фондами. По большому счету, они только и могут что раздувать пиар-скандалы, при этом никак не отстаивая гендерных интересов. Складывается впечатление, что здесь творится полный волюнтаризм и женоненавистничество. «К женщине относятся крайне потребительски». Это является обычными смысловыми установками.
Честно говоря, иначе как перегибанием палки и политической спекуляцией это назвать трудно.
Понятно, что существуют отдельные факты, которые фигурируют в уголовной хронике. Однако не стоит уголовщину примешивать к политике — это в корне не верно, и приводит к ошибочному смешиванию понятий. Если бы в Казахстане права женщин не были бы уравнены с правами мужчин, вряд ли бы госпожа Карагусова занимала бы пост министра. Его, наверное, продолжал бы возглавлять Николай Радостовец или какой-нибудь другой мужчина.
Однажды на встречу с казахстанскими предпринимателями приходил посол РК в Великобритании Ерлан Идрисов. Он, в частности сказал, что Казахстан во много крат феминистская страна против консервативной, чопорной Англии. Там женщин мало куда пропускают, к примеру, по части карьеры и прочего.
Кроме того на встрече была поднята весьма актуальная проблема самозанятого населения. К примеру, к ним относятся торговцы на рынках. И что самое интересное, казахстанское законодательство практически никак не регулирует данную сферу. Об этом уже давно говорится на многих общественных тусовках. Ведь это приносит различные убытки, начиная с психологических моментов, заканчивая убытками в госказне. Данная группа граждан не охвачена социальной заботой государства. Честно говоря, у нас порой и легальные граждане не охвачены этой заботой. А у самозанятых даже и шанса такого нет. Речь, конечно же, идет о накопительной пенсионной системе.
Гульжан Карагусова озвучила цифру: в сфере самозанятого населения насчитывается около 3 млн. человек. Цифра, видимо, колоссальная, потому что в Казахстане официально насчитывается 7 с небольшим млн. трудоспособного населения. Почти добрая половина никак не учтена на рынке труда, и, следовательно, в финансовой и иных отчетностях. Безработные стране обходятся достаточно дорого.
Правда Гульжан Карагусова не уточнила цифру, сославшись на то, что такой расчет сделать практически невозможно, либо очень трудно. По крайней мере, этот расчет можно сделать, исходя из соцвыплат. В Казахстане не выдаются пособия по безработице. Выдается пособие по бедности в сумме тысячи с лишним тенге в месяц на одного человека. Один безработный, по словам министра, в год обходится в сумму 60 тысяч тенге, по самому минимальному расчету. Эти деньги предполагают, что человек не умрет от голода и называются адресной социальной помощью (АСП), не считая финансирования различных общественных работ.
Глава минтруда сказала, что сегодня идет работа по изучению международного законодательного опыта на предмет регулирования сферы самозанятого населения.
По мнению работодателей, проект кодекса по своему объему получился «очень большим и толстым». В нем заключено очень много регламентирующих и специфических норм, что утяжеляет данный документ. Из этого они делают вывод о том, что многие нормы просто не будут соблюдаться из-за их не реалистичности. В качестве позитива, они также отметили отсутствие в проекте профсоюзов. На это министр сказала, что в принципе, «еще не вечер». Их еще можно будет туда занести.
Г­жа Карагусова сказала, государство сегодня по максимуму отказалось от регулирования трудовой сферы. Многие профсоюзы постоянно борются за возврат многих регламентирующих положений, однако минтруда их решительно отклоняет, защищая работодателя.
Министр сказала, что проект кодекса будет проходить согласование со многими министерствами и ведомствами. Следовательно, «работа над ошибками» будет длиться очень долго и тяжело. В одном только парламенте этот документ будет обсуждаться «самым тщательным образом». Так что, страна на протяжении лет двух­трех будет ждать новый кодекс.
И хорошо, если он будет готов хотя бы к концу 2005 года.

Электронный адрес автора: martinyhop2003@mail.ru