– Господин посол, четыре года назад председатель КНР Си ЦЗИНЬПИН инициировал проект Экономического пояса Великого Шелкового пути. Когда проект заработает?
– Инициатива строительства пояса была озвучена именно на территории Казахстана и сразу же получила позитивный отклик со стороны вашего Президента. Три года спустя мы можем видеть позитивные результаты: налажены контакты между заинтересованными ведомствами и организациями, обеспечены взаимные инвестиции, уже реализуется более 50 важных проектов.
Объем товарооборота между нашими странами уже превысил изначальные прогнозы в 2 раза, а в будущем, думаю, мы можем рассчитывать на рост этого показателя в 4 раза. Все зависит от уровня нашего сотрудничества, совместной работы. У нас есть хорошие перспективы.
Проект Экономического пояса имеет успешное сопряжение с вашей программой “Нурлы жол”, мы можем посмотреть, как работают наши контрольно-пропускные пункты. Строятся железные дороги, будет значительно увеличиваться количество составов, скоро открываем автодороги из Китая в Европу через Казахстан.
Реализация проекта принесет выгоды не только нашим странам, это новая форма развития Шелкового пути, его модернизация. Этот проект будет играть очень важную роль для развития экономики всех государств, расположенных на Шелковом пути.
Конкретные сроки запуска проекта не назову, потому что это мечта, к которой мы стремимся. Но осуществлять проект мы будем только на основе взаимных консультаций и согласований, рассчитанных во благо для всех стран.
– На какой стадии находится процесс переноса китайских производств в Казахстан?
– Это не перенос, все проекты – новые, никакого устаревшего оборудования и технологий не будет. Все производства будут построены на основе взаимной выгоды. Договоренности уже есть, и теперь шаг за шагом мы их продвигаем. В первую очередь это нефтехимические, горноперерабатывающие, пищеперерабатывающие, автомобилестроение и другие проекты. В Северном Казахстане уже работает завод по производству растительного масла, скоро сдадим в эксплуатацию нефтекомбинат. В этом году начнем строительство легкорельсового транспорта для Астаны.
Мы высоко оцениваем работу вашего правительства, которое оперативно урегулировало очень много вопросов и предоставило хорошие условия для наших предприятий. В будущем с китайской стороны мы будем мобилизовать все силы и предприятия, которые желают и могут принимать участие в сотрудничестве на территории Казахстана.
– Заинтересован ли Китай в импорте казахстанской органической продукции?
– Ваши продукты питания: пшеница, мука, мед, растительное масло, особенно мясо – в большом дефиците в Китае, поскольку пользуются хорошим спросом. Мы работаем, чтобы урегулировать все проблемы, снять все преграды и дать самый хороший доступ казахстанской продукции на рынок Китая.
– В Казахстане действует мораторий на сдачу в аренду земли иностранцам. Это как-то ударило по интересам китайского бизнеса?
– Китайские бизнесмены не заинтересованы в завоевании земли. Они здесь работают совместно с казахстанскими партнерами. Что касается выделения земельного участка для строительства новых предприятий, это забота казахстанской стороны. А с китайской стороны у нас есть технологии, капиталы и совместная работа – и всё.
– Будут ли сдвиги по визовому режиму между нашими странами?
– Обязательно будут. Развитие межгосударственных отношений и сотрудничества без обмена между людьми вообще невозможно. Этот год в КНР объявлен годом туризма Казахстана.
Наше посольство заинтересовано в урегулировании всех проблем и поддержке тесных контактов с заинтересованными организациями для устранения препятствий и предоставления больших удобств для казахстанских граждан и бизнесменов.
– Новоизбранный президент США обещал ввести высокие пошлины в отношении китайской продукции. Ваша страна будет вводить ответные меры?
– Поживем – увидим.
– В прошлом году один из наших акимов раскритиковал ваших соотечественников, работающих в Казахстане и не владеющих государственным языком. Тогда же вы пообещали заняться изучением казахского языка…
– Я очень хочу изучить казахский язык, но пока у меня отсутствует дар языка…
– Мы бы так не сказали: вы прекрасно владеете русским языком, оперируете сложными конструкциями предложений…
– Но это долго… (очевидно, посол имел в виду, что на постижение языка Пушкина у него ушло много времени. – Прим. авт.). Я вам скажу, что изучение казахского языка – это уже важный предмет преподавания языков в вузах Китая. В КНР открыто несколько центров казахской культуры (имеются в виду центры изучения Казахстана. – Прим. авт.), и там много желающих изучать казахский язык. В Шанхае и других городах китайские студенты проявили большой интерес. И для стабильного устойчивого развития наших отношений китайской стороне нужно больше специалистов по казахскому языку.
– Это правда, что в скором времени в Астане откроется China-центр?
– Я не слышал. Но мы хотим здесь открыть культурный центр Китая. В Москве, Минске есть, теперь, значит, в Казахстане мы на обоюдной основе хотим открыть культурный центр Китая. Пока не получили одобрения от казахстанской стороны.