Об этом сегодня рассказали на пресс-конференции представители Национальной ассоциации «Денсаулық», Лиги потребителей и проекта Report Kontrafakt, передает медиа-портал Сaravan.kz. Они провели обзорный анализ казахстанского рынка на наличие контрафактной продукции и поделились результатами.
Спикеры Бахыт Туменова и Светлана Романовская рассказали о плачевной ситуации с контрафактом, в частности, что количество подделок на рынке Казахстана растет на 10 % каждый год в немалой степени из-за бездействия государства. При этом подделки выявлены среди как продуктов питания, так и товаров повседневного спроса.
Например, в поддельных напитках в мягкой упаковке, копирующих популярные бренды, обнаружили вещества, которых там не должно быть. Спикер отметила, что есть протокол испытания, где говорится, что в подобных напитках были обнаружены бактерии группы "кишечная палочка".
Чтобы избежать подделки, можно обращать внимание на упаковку и данные изготовителя. В качестве примера был приведен лимонад "Буратино", разлитый в пивную бутылку характерной формы, скорее всего, использованную повторно, возможно даже после того, как ее изъяли с мусорной свалки. В качестве производителя на этикетке был указан несуществующий завод. Крепкие алкогольные напитки, в частности водка, не должны продаваться в пластиковых упаковках, так как пластик вступает в реакцию и разлагается на вещества, которые могут нанести серьезный вред здоровью потребителя — от слепоты до летального исхода. Отмечается, что также часто подделывают коньяк.
Летальных исходов от употребления некачественного алкоголя с каждым годом становится все больше. В связи с подорожанием спиртных напитков спрос на контрафакт в стране только растет. В Казахстане после отравлений алкоголем и тяжелейших интоксикаций каждый месяц умирает до 30 человек.
В некоторых случаях можно провести дополнительную проверку. Так, алкоголь можно проверить онлайн через приложение e-Sapa. Для этого надо с помощью приложения отсканировать QR-код или ввести цифры с упаковки. В случае контрафакта по коду будет находиться другой алкоголь.
Кишечную палочку обнаружили и в поддельных конфетах популярных марок. Кроме того, эксперты нашли в продаже сладкую продукцию, на которую нет стандарта. По этой причине эти сладости не принимают на экспертизу лаборатории, а значит, в случае отравления ими невозможно будет доказать в суде, что вред здоровью был нанесен ими.
Светлана Романовская также указала на то, что в Казахстане нет экспертизы техники, а с жалобами на этот вид товаров в Лигу потребителей обращаются чаще всего.
Отдельно спикеры рассказали о различных БАДах.
БАДы должны проходить на территории Казахстана такую же регистрацию, как медицинские препараты, и должны быть внесены в соответствующий реестр. На деле большинство БАДов не сертифицированы, и их точный состав неизвестен; нередко они содержат элементы, вредные для человека, хотя чаще встречаются случаи, когда в подобных препаратах отсутствуют активные вещества. Эксперт отметила, что в них добавляют непонятные ингредиенты, а проверяют, как пищевую продукцию, а не медицинскую.
В Казахстане можно обнаружить подобные добавки не только китайского производства, но и арабского, и российского. При этом продавцы зачастую рекламируют БАДы как лекарство от всего, но казахстанским медикам при этом запрещено назначать лечение БАДами.
Отдельно речь зашла о традиционных китайских лекарствах, которые продаются на различных рынках, и поэтому госорганы, как правило, не могут проконтролировать их оборот. Состав этих препаратов также неизвестен, обычно у них нет даже инструкции, тем более на казахском языке, продавцы от руки пишут на этикетке — "От головы" или "От живота". Так как подобные средства не сертифицированы, их оборот незаконен.
Кроме того, в Казахстане остро стоит вопрос различных стимуляторов — снюсов, попперсов, табачной продукции, которая позиционируется как замена сигаретам.
Например, снюс запрещен законом, однако приобрести его несложно, а производители одноразовых вейпов нарушают действующее законодательство в отношении табачных изделий. В частности, отмечается, что упаковка подобной продукции не должна выглядеть привлекательно для потребителя. При этом экспертиза показала, что в 3 из 5 одноразовых вейпов, принесенных на проверку, доза табака превышает норму.
Спикер заявила, что "одноразки" не должны продаваться детям и подросткам, а, как и другие табачные изделия, должны получать акциз и реализовываться только лицам старше 21 года.
Вейпы с витаминами, мелатонином или кофеином вряд ли могут быть полезны для здоровья, так как данные вещества не усваиваются человеческим организмом через легкие, наоборот, это может привести к нежелательным последствиям для здоровья. Достоверных заключений, уполномоченных государственных и научных органов о пользе подобных устройств нет. Они также позиционируются как безвредные, однако от них может даже случиться инсульт. Кроме того, после употребления попперсов нельзя садиться за руль автомобиля.
Еще одно серьезное последствие засилья контрафакта — это проблемы с репродуктивным здоровьем казахстанцев. 15 % семейных пар не могут завести ребенка из-за того, что муж или жена бесплодны. Государство выделяет из бюджета большие деньги на экстракорпоральное оплодотворение, однако процедуры не всегда успешны, иногда их нужно повторять, хотя можно было бы избежать.
В частности, отмечает спикер, нередко причиной бесплодия становятся болезни, передающиеся половым путем, даже несмотря на использование контрацептивов. Все потому, что на казахстанском рынке засилье дешевых некачественных презервативов, которые не выполняют свою функцию полностью и не всегда препятствуют заражению, в том числе ВИЧ, однако пользуются спросом из-за низкой цены.
За последние 2 месяца в Лигу потребителей обратилось больше 1000 человек. Большинство жалуется на доставку через Интернет продовольственных и промышленных товаров, например, кормов для домашних животных. Доставка привозит просроченные продукты, или не соответствующие по весу, или же получает оплату и не привозит ничего. В большинстве случаев лига смогла вернуть потребителям их средства.
Появился и новый вид мошенничества — изготовление одежды из не предназначенных для этого материалов, которые вызывают у людей неприятные побочные эффекты, например, сильную потливость или аллергические реакции.
В заключение спикеры призвали потребителей быть грамотными и осознанными, следить за своим здоровьем и стимулировать производителей быть конкурентоспособными.