Таким образом, у наших СМИ появилась первая возможность получить информацию о событиях в соседней стране из «первых уст».
Самый главный вопрос на сегодня — что происходит в Бишкеке? В городе впервые за три дня тихо. Хотя закрыты практически все магазины, банки, общепит… Многие объекты уничтожены. Вся социальная инфраструктура не работает. Большинство жителей города еще 7-го, когда начались погромы, запаслись всем необходимым и без крайней необходимости стараются на улицу не выходить.
Попытки погрома вип-городка, где живут богатые горожане и многие иностранные дипломаты, вроде бы, не удались.
Приведет ли, как многие считают, произошедшая революция к явной смене внешнеполитического курса Бишкека? То есть, отхода от той политики, которую вел Бакиев, с примитивной «торговлей» и «кидаловом» внешних партнеров, к более-менее ясной внешнеполитической линии? На это г-н Князев ответил так:
— Сегодняшние политики, входящие во временное правительство, имеют устойчивые связи с американскими структурами. Их сегодняшняя публичная «пророссийскость» во многом связана с сегодняшними настроениями в обществе, которые характеризуются симпатиями к России, Казахстану, СНГ. Они говорят то, что сейчас говорят, потому, что сейчас это хотят слышать граждане страны… А, между тем, реальных американские или европейские инвестиции в экономике Киргизии сегодня еще надо поискать. В то время, как примерно половина госбюджета, это легальные поступления от киргизов, работающих в России и Казахстане. Реальный их объем еще больше, даже несмотря на кризис и возвращение многих.
Впрочем, Александр Князев считает, что те персоналии, которые составляют временное правительство, не едины. Их единство сохранится максимум до начала первой предвыборной кампании.
Может ли в Киргизии начаться гражданская война? Сам политолог один раз упомянул этот термин. Но, в целом, впечатление от его высказываний, было, скорее, обратным. Во всяком случае, не произойдет того, чего многие бояться: раскола страны на север и юг.
— Бакиев и большая часть его клана — южане. Но и среди так называемого временного правительства есть выходцы из южных регионов. Явного раскола по линии «север — юг» не произойдет. Более возможно, что будет следующее: на севере установится относительная стабильность под руководством временного правительства, а на юге — чересполосица сторонников и противников Бакиева. Более возможна попытка «ползучей» дестабилизации. Вчера вечером вспыхнул межэтнический конфликт в городе Токмак, в 60 км. от Бишкека. Там начался конфликт между кыргызами с одной стороны и корейцами, уйгурами и дунганами — с другой. Была попытка разыграть похожую ситуацию в Джалалабадской области между киргизами и узбеками. К счастью, они не удались. Это очень опасное направление, не дай Бог, если оно реализуется, это будет намного опаснее всего остального.
Республика в большой мере не моноэтничная, есть регионы, где до сих пор большинство составляют узбеки или русскоязычные, — заметил политолог.
В чем же главная причина того, что вдруг и сразу, после пяти лет правления Бакиева, «сорвало резьбу»?
Базовая ошибка Бакиева — в попытке переформатировать сравнительно демократическое государство, которое существовало в Кыргызстане при Акаеве, в средневековую структуру, где вся экономика монополизирована одним человеком. В обществе, привыкшем жить сравнительно открыто, это вызвало возмущение. Для поколения 30-40-летних, мировоззренчески сформировавшихся при Акаеве, это было неприемлемо. Была сделана попытка узурпации власти. Это основная ошибка, из которой вытекают другие, в основном, уже тактического характера.
Незадолго до взрыва в Нарынской области прошли митинги населения, недовольного ростом коммунальных тарифов. Там власти «развели» ситуацию обещанием предоставить населению какие-то льготы. А когда такие же выступления начались в Таласе, их решили «давить»…
Что же делать теперь? Правильным стало бы мешательство миротворческого контингента извне. «Не думаю, что это было бы негативно воспринято в Бишкеке, Токмаке, Карабалте», — считает г-н Князев. Однако необходимо согласие легитимной власти в Киргизии. А пока есть Бакиев, который де юре остается президентом, это невозможно.