Кино устами младенца - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+17 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кино устами младенца

Кино устами младенца

Для съемочной группы фильма “Подарок Сталину” семилетний алматинец Дален Шинтемиров сам оказался настоящим подарком. Юный актер пригласил нас в гости: похвалился детской мебелью, купленной на гонорар, и рассказал о любимом эпизоде в картине – поедании баурсаков!

  • 14 Ноября 2008
  • 3174
Фото - Caravan.kz

Фильм “Подарок Сталину” до сих пор с успехом идет в отечественных кинотеатрах. В одном ряду с известными казахстанскими и российскими актерами – Екатериной Редниковой, Александром Башировым, Нуржуманом Ихтымбаевым, Бахтияром Кожой – в титрах стоит и имя ученика 55-й алматинской школы Далена Шинтемирова. С глазами черными бусинами, рыжей шевелюрой, в цветастой тюбетейке и потертых шортах – герой Далена с первых кадров вызывает симпатию и доверие. Теперь в их семье профессионалы двух типов – музыканты и актеры. Мама Марина Майнерман – хормейстер в ГАТОБ имени Абая, папа, тоже Дален Шинтемиров, играет на саксофоне и кларнете в оркестре. А Дален, которому уже почти девять, и его пятилетняя сестра Далея снялись в картине Рустема Абдрашова.

Билет в кино

– Откуда у Далена такое необычное имя?

– Папа выбирал, – отвечает Марина. – Он у нас сам Дален и не скрывает мании величия! (Смеется). Имя Дален с древнеарабского означает “ветер”. А Далея похоже на еврейское “далия”, что переводится как “цветок”.

– Марина, вы думали когда-нибудь, что ваш сын будет звездой кино?

– Даже предположить не могла. Когда я сама была маленькой, то хотела “оказаться в телевизоре”. Моя мама вела рубрику в детской передаче, в юности мне удалось спеть в клипе. Но что касается Далена, это было полной неожиданностью.

– Дален, а ты когда-нибудь мечтал о кино?

– Сначала нет, потом подумал: “Попробую!”. Оказалось, что это интересно.

В кино Дален попал не случайно: его, сыгравшего депортированного еврейского мальчика Сашку, нашли благодаря… корням. После утверждения на роль Дален отправился в компании мамы и сестренки на двухмесячные съемки в степи Сарыозека.

– Нам позвонили с “Казахфильма” и пригласили на кастинг, – говорит Марина. – Они узнали наш телефон в еврейском агентстве “Сохнут”. В конце августа мы приехали в Сарыозек и всю первую школьную четверть прогуляли. Только мы открывали учебник, как сына звали на площадку! Со школой была договоренность: классный руководитель очень обрадовалась, что ее ученик сыграет главную роль в фильме. Потом, во второй четверти, он оставался после уроков, нагонял программу. Кстати, Дален с детства любил изображать героев фильмов.

– Однажды я был у бабушки, – рассказывает юный актер, – играл в “Снежную королеву”. Должен был прийти сантехник, и когда он зашел (у меня были тогда еще длинные волосы), то спросил: “Это мальчик или девочка?”. Бабушка ответила: “Мальчик”. А я как закричу: “Я Герда!”. Он и растерялся.

От популярности башка болит!

Фильм “Подарок Сталину” открывал нынешней осенью международный Пусанский кинофестиваль. Консервативные корейцы больше всего поражались искренней игре маленького казахстанского мальчика.

– Пришло около пяти тысяч зрителей, были аплодисменты и слезы, – рассказывает Марина. – Я фильм первый раз посмотрела тоже в Пусане. Ревела весь сеанс и держала Далена за руку, чтобы убедиться, что он рядом со мной, что там на экране другой мальчик, Сашка. После фильма все его хвалили, благодарили, пытались Далешку потрогать. Приходилось его буквально выдергивать из толпы.

– Когда нас в отеле кто-нибудь узнавал, то начинали визжать и быстро доставали фотоаппараты, – добавляет Дален.

– Что сказали ребята в классе насчет фильма?

– Они все хотели пойти, поддержать Далена, – говорит Марина. – Но сюжет, в общем-то, не детский, фильм имеет возрастные ограничения.

– После съемок я зашел в класс, и все сразу захлопали, стали брать автографы. А когда вернулся из Кореи, снова просили автографы, и я спрашивал: “Вам по-русски или по-корейски?”. Потому что в Пусане я научился писать свое имя и фамилию на корейском языке.

– Тебе нравится быть популярным?

– Не очень, потом башка болит!

– А что ты сделал с первым заработанным гонораром?

– Купил стенку в детскую (Дален бежит в другую комнату демонстрировать новую мебель). Маме подарил куртку, папе дал денег на ремонт машины, а сестренке взял шлепки.

– Туфельки, – поправляет мама.

– Но они ведь шлепают!

Баурсаки – лучшее воспоминание

– Какая сцена в фильме для тебя была самой сложной?Кино устами младенца

– Вагоны, прощание, допрос… А там, где мы ели баурсаки, самой легкой! Вку-у-у-сно было! На допросе сложно было заплакать. Только когда я уже устал – получилось. Прощание в вагоне – там много сцен было: дед, который умирал, никак не мог прочитать молитву – дубль, дубль…

– Ему было тяжело из-за грима и холода, – продолжает Марина. – Дален был простывший. Съемочная группа стояла в шапках, а он – в летней одежде. Рустем просил: “Далешенька, потерпи немного, и мы тебя отпустим”. Плюс у него была сильная аллергия – на запахи или пыль, мы так и не поняли. Однажды его увезли на “скорой” в больницу, но ничего страшного не оказалось.

– Повезли его в больницу, он украл там рукавицу, привезли его домой, оказался он живой! – переиначивает Дален известный детский стишок. – Я чихал как не знаю кто! Каждую минуту! Снимали сцену, где мы с Касымом (герой Нуржумана Ихтымбаева. – Прим. авт.) приходим на кладбище, едим хлеб, и там я в самом разгаре сцены как чихнул!

Баскетбол с Ихтымбаевым

– В фильме фигурируют животные: курочка, козленок. Ты быстро нашел с ними общий язык?

– Козленок сначала был легкий, – говорит Марина. – Так они же быстро растут: он отъелся и потяжелел. Когда Дален по фильму бежит к майору, герою Александра Баширова, то еле тащит его.

– А курочку, которую Касым убивает, на самом деле даже пальцем не тронули, – выдает секрет Дален.

– Когда съемки уже закончились, Рустему пришла идея снять в стоге сена мальчика и козленка. Пока все искали животное, Дален решил нарубить дров – там топор был. И, конечно же, так хорошо рубанул, что оттесал себе кожу на пальце руки. К счастью, у гримеров было средство, останавливающее кровь, они ему приклеили этот кусочек кожи, но шрам, думаю, на всю жизнь останется – в память о съемках!

– А из актеров ты с кем-нибудь подружился?

– С Нуржуманом-ага! Он помогал мне во всем, а в свободное время мы с ним в спортзале играли в баскетбол, и он меня все время обыгрывал. На домбре песни нам пел. Он и мама помогли мне выучить песню “Желсiз түндей жарығай” (начинает петь песню на слова и музыку Абая, которая звучит в фильме). А теперь я ее играю даже на пианино! Папа подобрал, а я запомнил.

Дален срывается с места и вприпрыжку бежит к пианино. Его детские ручки извлекают из гигантского инструмента проникновенную мелодию.

Сталин подложил бомбу и – бах!

– Марина, вы всегда были с сыном во время съемок?

– Пришлось найти себе на два месяца замену на работе.

– Когда мы были в Сарыозеке, то думали, что когда это все закончится! – искренне сознается Дален. – А теперь скучаем по нему.

– Иногда съемки так затягивались – с утра и до вечера, что я просила ассистентов, чтобы Далену давали время для отдыха. Я укладывала их вместе с Далеей в домике Верки (ее в фильме сыграла Екатерина Редникова. – Прим. авт.) или Касыма. Потом нам стучали в окошко и звали на площадку.

– Один раз нам надо было быть уже в 6 утра на съемках, – добавляет Дален. – Очень холодно, но надо было быстро зубы почистить, поесть и – мухой на площадку!

– Был один день, когда Дален от усталости как был в одежде – голодный и загримированный, так и упал на кровать не шевелясь.

– Дален, ты понял, о чем фильм?

– Про атомный взрыв, никого не предупредили, не эвакуировали. Сталин плохой человек. Он подложил бомбу и – бах!

– Он же не сам взрывал, – поправляет мама Далена.

– Все равно!

– Дален, а кем ты хочешь стать в будущем?

– Может, актером, может, музыкантом – я еще не решил.

– Марина, вы бы хотели, чтобы сын продолжил сниматься в кино?

– Буду рада, если он состоится в любой профессии – необязательно актерской, у него большой интерес к музыке. Что тебе еще нравится, Дален?

– Карабкаться по стенам!

– Но это не профессия! – “возмущается” мама.

Нуржуман Ихтымбаев о Далене Шинтемирове:

“В незнакомых местах ям много”, – говорят казахи. Так и Дален, ему требовалось время, чтобы привыкнуть к незнакомых местам, к съемочной группе. Ведь киношники – они такие шутники. Сначала он все воспринимал серьезно. Я с Рустемом договорился, чтобы нам дали неделю до начала съемок, чтобы просто привыкнуть, притереться друг к другу. После этого у нас пошло. Он, наверное, даже скучает по мне. Я ему позваниваю. Дален очень талантливый ребенок, хваткий. И учится на “отлично”. С детьми играть всегда сложно, к ним нужен особенный подход – это касалось и Далена. Например, была сцена прощания на станции, где он спросил: “Ата, как вы без меня?”. Очень сильная сцена в фильме, я его настраивал на нее. Он чистой душой играл, поэтому зритель ему верит.

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)