Детство, пахнущее полынью
Будущий герой фильмов «Кочевники», «Омпа», «Пегий пес, бегущий краем моря» и других Досхан Жолжаксынов родился в обычной семье в рыбацком поселке Аксуат (ныне Балыкши, Восточный Казахстан). Он стал пятым из восьми детей.
– То, что меня ждали, это точно, поскольку я был первым сыном у отца. Мое детство богато воспоминаниями. Родители были очень гостеприимными. Один раз в сопровождении первого секретаря райкома партии к нам приехал Сакен Сейфуллин. Но почему-то не вышел из машины, а сидел и писал во дворе. Также у нас бывал знаменитый актер Сералы Кожамкулов. Вообще, отец с детства любил искусство и людей искусства, при этом он виртуозно играл на домбре.
…В младших классах сам Досхан научился хорошо играть на этом инструменте. Его любимым занятием было подбирать песни, звучавшие из радиоприемника. Когда его в четвертом классе отдали в интернат, который находился в 90 километрах от родного дома, ему казалось, что привычное, пахнущее полынью детство закончилось. Но это было только начало. С тех пор будущий актер все дальше удалялся от родных мест на юг страны и очутился в Алма-Ате, где поступил в Институт искусств им. Курмангазы. Каждое лето он приезжал домой и старался ничем не выделяться – работал в рыбацкой бригаде или клал кирпичи. Однако бригадиром рыбаков Жолжаксынову стать было не суждено…
Викинги и самураи устарели
На посту директора Казахского ТЮЗа им. Г. Мусрепова Досхану Жолжаксынову нужно было следить за всем – от мыла и тряпок до постановки спектаклей. Это были трудные 90-е годы, когда приходилось обивать пороги кабинетов бизнесменов, выпрашивая «на искусство»… И, видимо, до сих пор не всем ясен поступок Жолжаксынова, когда он ушел с директорского поста, чтобы стать рядовым киноактером, каких сотни:
– Я никогда не думал и до сих пор не думаю, что во мне сидит директор или начальник. Возглавить театр меня в какой-то момент попросила наша труппа. За те восемь лет я не сыграл ни одной новой роли, только те, что у меня уже были. Но я скучал по своей работе и не хотел быть дисквалифицирован как актер. А жить на зарплату и чего-то ждать – не в моем вкусе.
Поэтому Жолжаксынов написал заявление об уходе и окунулся в создание эпопеи «Кочевник», которая подоспела в 2002 году. Там он сыграл монгольского правителя Голдана Церена, а позже представлял фильм в Москве:
– В принципе, картина получилась. Темы викингов и самураев уже устарели, а вот тема кочевников, думаю, еще будет разрабатываться. Когда мы работали на «Кочевнике» с представителями Голливуда, во мне что-то перевернулось. Оказывается, режиссеру не обязательно кричать на актеров. Наши же постановщики уже на третий день без голоса остаются! Всему есть цена, особенно времени. И порядок во всем. Если нет питьевой воды на площадке – бойкот, не перечислены деньги – работа не начинается. Этот опыт сильно помог мне потом в моей режиссерской работе.
Съемки наградили грыжей
О том, что на съемочной площадке бывает опасно для жизни, Досхан Жолжаксынов знает не понаслышке.
– В моем позвоночнике пять грыж! Первая травма была заработана на картине «Погоня в степи». Из-под меня ушла лошадь, и я приземлился копчиком на камень. Было такое впечатление, что пуля пролетела по позвоночнику. Помню, я из последних сил поднялся, улыбнулся и упал.
На картине «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова я упал в Тихий океан с высоты пятиэтажного дома. Мы снимали в порту Корсаков возле Курильских островов, стоял ноябрь, вода ледяная, и было впечатление, будто я лечу год, все мое детство пленкой прошло перед глазами. Причем я упал в игровом костюме – в юбке из медвежьей шкуры и с огромной бородой. Меня вытащили, дали 50 граммов спирта. Я его выпил тогда, сам не знаю как, в первый раз в жизни. На четвертые сутки у меня начался спазм бронха, я не мог дышать и попал в больницу. Врачи настаивали на возвращении домой: «А то инвалидом станешь». Режиссер, когда узнал их вердикт, упал на колени со словами: «На карту поставлены мои честь и совесть! Не уезжай!». Во время съемок все того же фильма мне сообщили, что умерла мать. Спешно, весь на нервах поехал на похороны, и тут у меня на груди вскакивает какая-то шишка, надо срочно оперировать. В общем, только я с поезда сошел – меня на операционный стол…
Словно в награду за длительные и сложные съемки и актерские жертвы «Пегий пес…» на Московском кинофестивале взял Золотой приз и приз ФИПРЕССИ.
– Покойный Олег Янковский очень хвалил эту картину. Но сегодня меня уже не заставить выполнять такие трюки, хотя я и хочу работать без каскадера.
Другие Жолжаксыновы
Супруга Досхана Карагоз – кандидат искусствоведения, она преподает историю казахского театра в академии им. Т. Жургенова. А его сыновья Биржан и Бекжан предпочли не идти по стопам известного родителя.
– Актерство сейчас еще более опасная профессия, – рассказывает артист. – Можно остаться без куска хлеба. В наше время даже посредственные актеры были задействованы в массовках, имели ставки на ТВ. Была возможность участвовать в радиоспектаклях, концертах. А сегодня куда им пойти, как жить? Мы иногда критикуем, что актеры ходят на свадьбы, тамадят. Ну а что делать? Я считаю, в одной семье двоих актеров достаточно.
Говоря о втором актере, Досхан имеет в виду младшего брата Ерика. Вместе братья Жолжаксыновы играли в «Кочевнике» и других картинах.
– Я был против того, чтобы брат стал актером, потому что к тому времени уже успел распробовать вкус этой профессии. Но когда он поступил, что я мог поделать? Он получил образование в Москве. Затем мы вместе работали на картине «До свидания, Медео!», которую в 1982 году снимали чехи. Это один из первых приездов зарубежных студий в Алма-Ату.
…Досхан Жолжаксынов не растрачивает свой талант на то, что не связано с кино, может, поэтому его карьера насчитывает уже четыре десятка лет. Кстати, в планах у мэтра – сняться в главной роли в фильме о КГБ у режиссера Игоря Вовнянко.
Марина ХЕГАЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)