Началось все с того, что киновед Андрей Черненко, несколько лет возглавлявший фестивальное жюри киноведов и кинокритиков, пригласил меня в состав обновленного независимого журналистского жюри. Мне вручили диски с конкурсными фильмами для просмотра, а дальше началось нечто, больше походящее на сценарий плохого детектива.
В течение нескольких дней господин Черненко донимал меня телефонными звонками прогрессирующе однообразного содержания. То советовал обратить внимание на один фильм; то предлагал сразу проголосовать за эту картину; то заявлял, что напишет протокол заседания жюри, который следует просто подписать; то убеждал, что третьему члену жюри (то есть мне) все равно придется присоединиться к мнению двух других… Но самое веселое, как оказалось, было впереди.
Неделю назад господин Черненко попросил вернуть диски под предлогом того, что они срочно нужны дирекции фестиваля. На мое предложение отвезти диски сразу в дирекцию последовал отказ: “Я сам их передам”. А в кабинете господина Черненко меня ждал – нет, не чай с плюшками, – а тот самый уже заполненный протокол, датированный 15 мая, который мне вновь было, мягко говоря, рекомендовано подписать. Притом что жюри ни разу не собиралось вместе, то есть никакого обсуждения конкурсных фильмов не было, хотя две подписи – Черненко и третьего члена жюри – уже стояли.
Дальше психологическое давление переросло в физическое, а плохой детектив сменился абсурдной комедией: господин Черненко сначала попробовал не выпустить меня из кабинета, а потом и из здания, и только угроза вызова полиции возымела хоть какое-то действие.
Вы спросите, какой фильм так активно (во всех смыслах) лоббирует Андрей Черненко? Наш, казахстанский. Название не скажу, так как знаю автора картины и уверен, что к этой презабавной ситуации он не имеет отношения. Более того, я и про фильм не могу сказать ничего плохого. Проблема в том, что в сильном конкурсе “Звезд Шакена” есть работы лучше и интереснее – по исполнению, по замыслу, по режиссуре, по картинке, по социальной значимости, в конце концов.
Какие именно? Я успел посмотреть только программу короткометражных игровых фильмов, и в ней особняком стоят следующие фильмы. Простенькая история о задержании на границе незаконного мигранта из Марокко “Метрополис-Паром”. Уморительная комедия о двух похитителях “Багаж” (Германия). Еще одна немецкая картина – новаторская по своему исполнению – “Это я, Хельмут”. “Бинго” – рассказ о трех нелегалах, молдаванине, русском и чеченце, в Голландии, за одну финальную сцену которого я бы отдал любой приз. И, наконец, пронзительная картина “Путешествие с гидом” о дорожном рабочем из Иерусалима с шикарной идеей и диалогами.
Кроме того, главный отборщик “Звезд Шакена” наш известный режиссер Лейла Аранышева особо отметила среди полнометражных картин турецкую ленту “Моя сестренка Момо”, российскую “Волчок”, а среди документальных – “Дети Корана” (Бангладеш – Германия) и “Жажда жить” (Россия).
Так что отличных фильмов много. Идите и смотрите их. До фестиваля осталась неделя.
Дмитрий Мостовой