Его номер – 13-й
Аслан Саринжипов стал 13-м по счету министром образования с момента обретения Казахстаном независимости. Само его назначение далеко не у всех вызвало понимание. Ведь в научной и образовательной среде он был мало кому известен. Зато Аслан Саринжипов может козырять всеми своими зарубежными дипломами и стажировками. Как-никак – три вуза за плечами. Он окончил Казахский экономический университет, Университет Оклахомы (США), Венскую дипломатическую академию. Был на стажировке в Школе политики имени Кеннеди в Гарварде. Кандидат экономических наук, доктор Университета Пенсильвании (США) в области администрирования высшего образования.
Начав в 1996 году трудовую деятельность скромным референтом, вскоре перешел работать в МИД, затем – в посольство Казахстана в Вашингтоне, координировал проекты Всемирного банка по Центральной Азии и т. д. В последние годы председательствовал в исполнительном совете “Назарбаев Университета”.
Чтоб никто не пикнул?
Одной из первых идей, озвученных министром Саринжиповым, было… упразднение ЕНТ. Правда, позже выяснилось, что ЕНТ останется, но перестанет выполнять сразу несколько функций: и оценку знаний после окончания школы, и возможность поступления в вуз, и предоставление государственных образовательных грантов. Уже с 2015 года пройдет апробация нового вида ЕНТ: отдельно в школе и отдельно для поступления в вуз. Но каким образом пойдет эта реформа, в точности сказать сейчас никто не может. Да и сам министр вряд ли на это ответит.
Меж тем в самом образовательном ведомстве всячески подчеркивают, что при новом министре с образованием стало намного лучше. Причем в своем стремлении все делать на “пятерочку”, и чтобы при этом никто не пикнул, министр не “пожалел” даже школьницу.
Политолог Досым САТПАЕВ отмечает:
– О том, что школьница из Петропавловска извинилась перед нашим министром образования, само министерство растрезвонило на весь белый свет. А в это время Казахстан, несмотря на многочисленные образовательные эксперименты, так и не вошел в список 40 стран мира по эффективности системы образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment 2014). Думаю, за эту новость Министерство образования должно извиняться перед всей страной.
16 июня Аслан Саринжипов, отвечая в Алматы на вопросы журналистов, педагогично ли озвучивать факт извинений перед министром школьницы, ответил, что обманывать, мол, нехорошо, необходимо признать свои ошибки и извиниться. Напомним, школьница рассказала журналистам, что в тестах был некорректный вопрос об открытии пивного завода в Алматы. А позже принесла извинения министру, объявив, что сказала неправду.
Пойди туда — не знаю куда
По словам Аслана Саринжипова, с 2015 года начнется апробация нового содержания школьного образования. В нем обещают сделать упор не на запоминание знаний, а на их осмысление и получение практических навыков. В систему включат новые программы и учебники, качество которых, по заверениям министра, будет намного выше, чем у нынешних. Массово внедрить новую методику планируется в 2016 году. Еще речь идет о так называемом 12-летнем образовании. Его, как и новую десятибалльную шкалу оценок, предполагается внедрять с 2015 года.
Но самую интересную мысль Саринжипов вывел в свет, когда заявил, что уже сегодня нужно обучать детей специальностям, которых еще… не существует. Когда журналисты попытались уточнить, что это за специальности, министр заявил:
– Раз мы о них еще не знаем, я не могу сказать, какие это специальности. Мы должны обучать детей специальностям, которые еще не открыты. Когда они окончат школу через 10–15 лет, будут новые специальности, о которых мы еще не знаем. Мы должны дать ученику такие навыки, чтобы он, окончив школу или вуз, ориентировался в изменившемся мире.
Эти слова вызвали бурное веселье в Интернете в придумывании новых профессий. Даже российский шоумен Иван Ургант помянул нашего министра на потеху зрителям своей программы. Еще министр Саринжипов, получивший образование за рубежом, производит впечатление человека, который стремится всю мощь своих возможностей направить на то, чтобы внедрить трехъязычие и сделать образование, которое считалось ранее равным и доступным, поистине элитарным. Видимо, думает, что в таком случае остальные автоматически пойдут в рабочие?