Вот уже несколько десятилетий слышим “плач Ярославны” от наших производителей о том, что им нужна поддержка государства и все из рук вон плохо. Выделяются субсидии, кому-то дают преференции, постоянно слышим о многомиллиардных программах поддержки бизнеса. При этом народ уже смирился с мыслью, что все произведенное в Казахстане – это всегда дорого и весьма среднего качества. Но почему?
Бизнес, у которого молоко на губах не обсохло
Возьмем, к примеру, молоко. В год по стране мы потребляем его более 600 миллионов литров. Вот где действительно широкие возможности для бизнеса! Но, оказывается, наших производителей на рынке поджимает дешевая продукция из Киргизии, России и Белоруссии. Мы сравнили розничные цены на литр молока в разных городах Казахстана и соседних государствах. Все не в нашу пользу. В Алматы литр стоит 0,81 доллара, в Бишкеке – 0,64, а в российском городе Барнауле – 0,62.
Какая была паника у наших производителей, когда Киргизия вступила в ЕАЭС! Молочники предвещали, что соседи “уронят” цены минимум на 10–15 процентов, и им станет невыгодно работать. Потребитель, конечно, такому раскладу обрадовался, а местные производители снова, как котята из “Шрека”, стали смотреть в сторону государственного бюджета.
Возникает резонный вопрос: почему? По какому такому волшебному принципу молоко из Бишкека, который находится в 200 километрах от Алматы, дешевле почти на 50 тенге?
Мы поинтересовались у наших производителей.
Закупочная цена на сырое молоко в Казахстане около 100 тенге за литр. В соседней Киргизии – около 50, в России – около 70 тенге.
Второй фактор – доставка сырья до завода. Оказывается, молоко у нас собирают по крупицам. Иногда возят до Алматы из Кольсая за 300 километров. В результате себестоимость продукта просто колоссальная. В Казахстане 80 процентов сырого молока собирают в подворьях, разъезжая от одного села к другому. Например, в Белоруссии с дворов берут меньше 20 процентов, все остальное поставляют крупные фермы.
“Петушиные бои” за потребителя
Возьмем другой пример. Яйца и мясо курицы. Тоже весьма популярные продукты. Тут вообще все интересно. Казахстанские фермы производят яиц больше, чем могут съесть казахстанцы. В этом году вообще пошли на рекорд. Но при этом цены на этот продукт по сравнению с соседними странами выше. Мало того, казахстанские производители пообещали, что цены до конца года вырастут еще на 15–20 процентов. Понятно, что более доступные по цене российские яйца тут же станут милее нашему потребителю. Мы решили разобраться в хитросплетениях ценообразования на яйца и дозвонились президенту Cоюза птицеводов РК Руслану Шарипову:
– На сегодня птицеводы производят около пяти миллиардов яиц, мы полностью обеспечиваем население и даже продаем соседям. В течение года цены у производителей плавающие, весной, перед Пасхой, цена поднимается, летом продаем ниже себестоимости. Но при этом в магазинах как стояла цена 250–300 тенге за десяток, так и стоит. Ценники никто не меняет. Они ставят две цены, над этим надо работать нашим депутатам. Маржа должна быть 20 процентов, сравните: сегодня отпускная цена производителя – 150–160 тенге, а что творится в магазинах?
Выходит, что шерсть с яиц, как говорится в пословице, стригут именно торговые сети, которые тоже постоянно просят помощи у государства в связи с кризисом.
Доплата за высокие цены?
В общем, куда ни глянь в отечестве родном, везде у производителей дебет с кредитом не сходится и нужна помощь. Недавно депутаты озвучили еще одну идею, как поднять спрос на отечественную продукцию. Весьма необычный ход предложил мажилисмен Айкын Конуров. Поддержать потребителя так, чтобы производителям хорошо стало. Мы связались с ним, чтобы узнать детали.
– На самом деле изобретать велосипед не надо. Существует в США программа поддержки потребителей. Там выпускают электронные дебетовые карты, куда зачисляются деньги каждому американцу, который имеет доход ниже прожиточного минимума. На эти деньги можно в любом супермаркете купить продукты питания. Мы привязали эту программу к идее поддержки отечественного производителя. Человек сможет по карте приобрести то, что сделано в Казахстане.
– Кому будет доставаться компенсация?
– Часть будет оставаться в торговых сетях, а часть – производителю. Это позволит решить и другую проблему. Торговые сети сейчас не хотят брать продукцию казахстанского производства, так как она дороже.
Если в семье подушевой доход ниже 80 тысяч тенге, то фактически эта семья голодает. По расчетам, около 3 миллионов человек могут получать субсидии по картам для закупки продуктов питания.
– Сколько может потребоваться денег на такую компенсацию населению?
– В среднем на компенсацию по карточкам может потребоваться около 20–30 миллиардов тенге.
– Идея интересная, но не расслабит ли это наших производителей и не достанутся ли опять миллионы компенсаций крупным игрокам, которые, честно говоря, иногда явно злоупотребляют господдержкой.
– Да, есть неоправданные меры поддержки некоторых крупных производителей, которые постоянно создают проблемы. И их уже не стоит поддерживать, их надо банкротить. От них надо очиститься. Нужно посчитать закредитованность крупных компаний на один гектар. Это несложно вычислить. И если они всегда должны и не могут рассчитаться с государством, принести экономике страны какой-то плюс, то их надо банкротить. Невозможно постоянно поддерживать убыточные предприятия только потому, что они якобы выполняют социальные моменты. У нас можно по пальцам пересчитать таких крупных игроков.
Те грабли, на которые минсельхоз наступает каждый год, выделяя крупным компаниям деньги напрямую, – это одно, и контроля за ними нет. А тут мы предлагаем действовать через потребителя. Он сам будет голосовать, кого поддерживать, покупая продукцию. В итоге в равной конкурентной борьбе может выиграть и маленькая компания.
Поможет ли идея Айкына Конурова действительно стимулировать наших производителей? Сказать сейчас сложно. Но, по крайней мере, схема поддержки более ясна и прозрачна. Это вам не субсидии и “подковерные” преференции…
Как зарабатывают на субсидиях
О том, что идет злоупотребление господдержкой, заговорили наверху. Так, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что в прошлом году, оказывается, прокуратурой было выявлено свыше 4,5 тысячи фактов, когда субсидии выдавались необоснованно.
Президент НАЗАРБАЕВ, выступая в понедельник, четко дал понять, что бизнесу придется теперь работать в новых условиях. Пора бы уже прекратить ждать манны небесной от государства:
– Предприятия не должны ждать, что государство обеспечит их средствами. Этого не будет – запрещаю использовать деньги из Национального фонда на строительство новых объектов, а также поддержку, субсидирование плохо работающих предприятий. В этой ситуации сразу будет видно, какие производства работают эффективно, а какие нет.
Алматы