Он был основан в 1935 году и в прошлом году торжественно отметил свое 70-летие. Но отзвучали праздничные фанфары, и работники главного музея изобразительного искусства страны вновь остались наедине со своими нерешенными проблемами…
Статус музея сегодня — государственное казенное предприятие. То есть формально он является «винтиком», элементом государственного «механизма», только выполняющего особые функции — сохранения и приумножения культурных достижений.
Казенное — это значит, что основная часть затрат на содержание музея финансируется государством, из бюджета но в то же время, музей, как предприятие, имеет право сам зарабатывать деньги и тратить их на свои нужды.
— Но не следует забывать, что сегодня наше учреждение выполняет важнейшие социальные функции: как музей, как место хранения и сбережения произведений, без преувеличения — мирового уровня, а также как важнейший культурный центр страны, объединяющий вокруг себя художников, искусствоведов, реставраторов — говорит директор Государственного музея искусств РК им. Кастеева Байтурсын Умарбеков. — Нигде в мире нет такого количества произведений казахстанского изобразительного искусства, как здесь.
Роль музея сегодня возрастает, потому что без культурного наследия, без живой связи культуры, искусства с жизнью не может быть настоящего, полноценного независимого государства. Духовное наследие нации, всех народов, населяющих этот огромный центрально — азиатский регион, воплощено в произведениях живописи, графики, скульптуры, а также в прикладном народном творчестве. Без этого общество просто не может существовать.
Бюджетные средства для музея в последние годы увеличиваются, что дало возможность повысить зарплату сотрудников в среднем на 65-70 процентов.
Их отнесли к достаточно высокой категории государственных служащих, на которых распространяются все льготы, обозначенные в законе. Маленькие прежние зарплаты провоцировали большую текучесть кадров, в музей неохотно шли молодые специалисты. Сейчас такое положение несколько выправилось.
Больше средств стало выделяться и на покупку музеем произведений искусства — картин, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства. На эти цели из бюджета выделяются 5-6 миллионов тенге в год. А в позапрошлом году — даже10 миллионов тенге. Эти изменения к лучшему не могут не радовать.
Но дело в том, что и возросшее государственное финансирование не может разрешить всех проблем главного художественного хранилища страны.
Например, острейшей проблемой является старение и разрушение здания музея.
Тридцать пять лет в нем не было капитального ремонта. А ведь здание огромное — с экспозиционными залами, с хранилищами, с подсобными и рабочими помещениями. Общая полезная площадь музея — более 19 тысяч квадратных метров. Здесь сосредоточено — в залах и запасниках — более 22 тысяч экспонатов, так называемых, единиц хранения.
Несмотря на довольно солидную площадь — помещений не хватает. Растет фонд хранения, не хватает залов и поэтому многие экспонаты годами ждут, чтобы появиться перед зрителями. Принято решение со следующего года выделить для этого средства. Положение осложняется тем, что сегодня в стране, по сути, нет хороших выставочных помещений, даже Союз художников их не имеет.
Выставочный зал его, в центре южной столицы, отдан под салон мебели и картины там, если они и присутствуют, играют роль «фигового листочка», прикрывающего откровенную погоню за чистоганом.
Поэтому все уважающие себя художники хотят выставляться именно в музее им. Кастеева. Но залов и возможностей сотрудников не хватает и художники должны подавать заявки на свои выставки за полгода и ранее, да еще нужно попасть в план экспозиций…
Знаменитая стеклянная «пирамида» — купол музея, который является уже много лет его «визитной карточкой», сегодня уже практически разрушилась, и музейщики предпринимают колоссальные усилия, чтобы все это стеклянное «хозяйство» не обрушилось им и посетителям на головы. Нужен новый проект, нужна глубокая реконструкция.
Музею остро необходим ремонт. В следующем году ему пообещали выделить 15 миллионов тенге — только на проектно — сметную документацию будущего ремонта.
А сам ремонт, очевидно, потребует не одну сотню миллионов… Конечно, без помощи государства здесь не обойтись, и музей на нее только и надеется.
Устарело не только здание, но и вся технологическая часть музея — оборудование, стенды, витрины, оборудование для реставрации, перевозки, хранения картин. Все это надо менять. Сегодня музей ищет контакты с музеями и специальными музейными фирмами в России, Германии, чтобы модернизировать музейное оборудование, перевести всю технологию музейного дела на современный лад.
Работы — непочатый край, ведь даже каталог экспонатов музея сегодня не компьютеризирован, а состоит, как и сто лет назад, из бумажной картотеки…
Есть другая проблема, например, остро не хватает искусствоведов. В отечественных вузах их практически не готовят, а учить специалистов за рубежом, в той же России — дорого. К тому же, достаточно низкие заработки в сфере культуры вообще, а в музейном деле, в частности, отпугивают молодежь от этой специальности. А без искусствоведения остается неосмысленным сам процесс художественного творчества, различных новых направлений в изобразительном искусстве.
И не только с искусствоведами в музеях «напряженка». Есть и еще более дефицитные специальности, например, художник-реставратор. Их вообще сегодня во всем Казахстане — единицы и потребность в них даже в главном художественном музее страны, не говоря уже о других — острейшая. Проблему эту музей ставил перед руководством Министерства культуры, там обещали помочь…
Музею остро необходимы деньги, которые из бюджета выделяются скупо. И он идет по этому пути, например, организация экспозиций произведений художников сегодня в музее — платная услуга. На этом музей также зарабатывает, но немного: художников все-таки здесь любят и берегут. К тому же музей и вынужден так поступать: выставочная деятельность бюджетом не финансируется. Не финансируются также научные исследования, издание искусствоведческих и справочных материалов — музей и тут вынужден переходить на коммерческую основу. Так что художнику, устраивающему свою выставку, нужно быть готовым к расходам, и порой немалым: ведь нужно правильно отобрать и разместить в залах его произведения, если нужно — подреставрировать их, издать хороший каталог… Но все это если и дает музею какой-либо доход, то весьма небольшой.
Входные билеты — также не выход. Самый дорогой билет для взрослого посетителя стоит 100 тенге. Это делается принципиально — чтобы искусство было доступно людям. Мировая музейная практика свидетельствует о том, что в этом вопросе есть разные подходы.
Парижский Лувр или, к примеру, испанский музей Прадо или «Третьяковка» в Москве зарабатывают на билетах миллионы евро ежегодно, и для них эта статья дохода — одна из важнейших. Цена билета там высока — но и имя музея говорит само за себя, привлекая миллионы туристов.
А в Национальной галерее Вашингтона, например, вход вообще бесплатный — для всех и всегда. Но у этого музея бюджет, которому может позавидовать даже небольшая страна — более 500 миллионов долларов в год!
Поэтому Национальная галерея может позволить себе не обращать внимания на такую мелочь, как билеты и приглашать к себе самые лучшие, эксклюзивные выставки из музеев и частных собраний всего мира, и не на жалкие пять — десять дней, а на год, а то и два…
Для главного музея нашей страны все это — из области недостижимых мечтаний. Государственное финансирование невелико, а возможности заработать музею самому ограничены. Музей — это ведь не концертная организация, не шоу, даже не театр, которые могут достаточно быстро заработать неплохие деньги.
В музее создали даже особую группу менеджеров, которые занимаются именно коммерческими проектами. Что делать — и храм искусства должен выживать в рыночной среде. Это и различные выставки, и выполнение заказов или запросов любителей искусства или организаций, издание альбомов, брошюр, книг о творчестве того или иного художника, предоставление фотографий произведений, выпускают также художественные календари по заказам банков, компаний, к памятным дням и датам.
Из всех этих «ручейков» складывается внебюджетный фонд музея, из которого финансируется как его основная деятельность — например, экспозиции, так и есть возможность часть денег направлять на неотложные нужды.
Большую роль в деятельности всех музеев мира играет спонсорство и меценатство.
И музей им. Кастеева здесь не исключение. Много лет музею хорошо помогали казахстанские и зарубежные компании, прежде всего нефтяные и банки. Например, пару лет назад они профинансировали очень хорошую экспозицию прикладного искусства. Была оформлена великолепная экспозиция Зала Востока. Они также финансировали различные выставки как классического, так и современного искусства.
Но большая часть нефтяных компаний, да и банков, переехали в Астану, Атырау, и этот источник финансирования значительно оскудел.
Банки также все свои благотворительные акции сегодня осуществляют больше в социальной сфере, а культурные акции как-то подзабылись.
А в общем-то, спонсор — это дело случая, сегодня он есть, а завтра — нет… Поэтому, хотя музей постоянно работает на этом направлении, он занят сегодня более надежный источников внебюджетного финансирования.
Хорошо помогают музею международные организации, например, ЮНЕСКО.
В прошлом году именно от него пришли солидные средства для издания великолепного научного каталога о музее, чего наши музейщики не могли себе позволить долгие годы.
И это сотрудничество продолжается не первый год — именно с помощью ЮНЕСКО несколько лет тому назад в музее появились первые компьютеры, цифровые камеры и другое важнейшее оборудование для музейной работы.
Покупка новых произведений искусства музеем часто сталкивается с проблемой, порожденной, как ни странно, нашими же законами.
Музей — учреждение казенное, поэтому должен руководствоваться «Законом о госзакупках», а значит — устраивать тендеры, отдавать предпочтение наиболее дешевому «товару» и т.д. Таким образом, музей должен покупать самое лучшее, но непременно — самое дешевое!
Однако закупка художественных ценностей, как всем понятно, дело совершенно особое, а художественные произведения не могут соотноситься друг с другом, как партия кирпичей или, скажем, компьютеров.
Так что при покупке музейные работники вынуждены выполнять все предусмотренные бюрократические процедуры, предусмотренные сухой буквой закона, но, слава Богу, художественная комиссия, состоящая из опытных художников и искусствоведов, имеет достаточно вкуса и влияния, чтобы ставить основой отбора все-таки эстетические и художественные критерии.
Музей им. Кастеева, как считает его директор, должен стать важнейшим центом научного и художественного исследования истории, теории, проблем и фактов изобразительного искусства, центром его пропаганды среди населения.
— Наша задача — говорит Байтурсын Умарбеков — в ближайшие годы превратить музей в крупный научно — исследовательский центр. Для этого необходим приток молодых кадров искусствоведов и над этой задачей музей сейчас активно работает.
Но проблема капитального ремонта продолжает висеть над музеем «дамокловым мечом»…
От редакции: Вниманию молодых и не очень, профессиональных и начинающих художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства!
Свои работы вы можете представлять и реализовывать на сайте http://art.extra.kz.
Мы желаем вам успехов на творческом поприще!