Хотели как лучше – остались без лекарств - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хотели как лучше – остались без лекарств

Хотели как лучше – остались без лекарств

Закон о госзакупках поставил больницы на грань катастрофы. В любой момент работа лечебных учреждений может быть парализована.

  • 18 Апреля 2008
  • 1183
Фото - Caravan.kz

Для Усть-Каменогорска с его шлейфом экологических проблем современная больница, оснащенная техникой и необходимыми препаратами, – не прихоть, а острейшая необходимость. Все болезни здесь усугублены осложнениями и патологиями. Только первая городская больница за год принимает 22 тысячи пациентов! И остальные 77 лечебных учреждений Усть-Каменогорска тоже не пустуют.

Чтобы лечебный конвейер не подвел, только первой горбольнице, например, необходимо закупать перечень товаров из десяти тысяч наименований – от бумажных салфеток до новой медтехники. Для областного детского центра этот список еще шире. И если до сих пор медики сами находили что, у кого и почем купить, то с нового года вступил в действие закон о госзакупках (в новой редакции).

И теперь госзакупки, по словам врачей, производятся разорительно, неуклюже, неповоротливо.

Борьба с коррупцией – за счет больных?

Главная мишень нового порядка – зловредные коррупционеры. Циркуляр решил покончить с ними, сделав абсолютно все госзакупки прозрачными и открытыми. И на миллионы тенге, и на несколько сотен. Для этого предусмотрены многоступенчатые отчетно-финансовые документы, оформление сайта, электронные и бумажные “доски” объявлений… И теперь, чтобы осилить вал всей требуемой документации на десятки тысяч наименований (!), больницам пришлось создать дополнительный отдел. Привлечь экономистов, бухгалтеров, юристов, которые занялись исключительно госзакупками. Цена каждого объявления в официальном бюллетене госзакупок – 200 тысяч тенге. Больница должна дать их несколько раз в год. Не состоялся тендер – повторное объявление, пришло дополнительное финансирование – новое объявление…

Ни одно медучреждение не в силах нести такое финансовое бремя без ущерба главному делу – лечению больных. Если деньги ушли на процедуру тендера, учреждение вынуждено где-то в чем-то экономить. А на чем еще может сэкономить больница, кроме как на своих пациентах?

Кот в мешке

– Мы попадаем в аховую ситуацию, – заметил главврач первой горбольницы Усть-Каменогорска Владимир Кравцов. – Всем ясно, что препараты по наиболее низким ценам – далеко не от мировых фармацевтических фирм и действуют слабее. Но по закону вынуждены брать именно их. Даже если срок годности всего один месяц! Выдвигать свои требования к качеству медикаментов мы вправе только при объявлении конкурса. А для этого надо выставить на сайт план закупок, дать дорогостоящее официальное объявление, ждать откликов, оформить кучу бухгалтерско-административных бумаг, уговорить поставщика… В лучшем случае процедура занимает не меньше месяца! А лекарства нужны сегодня, сейчас!

Без шанса на помощь

Годовой план госзакупок ни урезать нельзя, ни прибавить. Только он подкрепляется бюджетным финансированием, и только строго по нему обязана весь год работать больница.

Три недели назад из-за ошибки энергетиков ток в сети горбольницы оказался под напряжением 380 вольт вместо нормальных 220. Если бы не сработали предохранители, главная усть-каменогорская больница могла остаться без наркозного аппарата, софитов, аппарата искусственной вентиляции легких, томографа, УЗИ, ЭКГ, рентгена… И резервной техники нет. Трудно поверить, но закон о госзакупках не предусматривает никаких аварийных ситуаций. В случае неполадок больница просто остановится.

А при попытке экстренно купить замену неожиданно вышедшему из строя оборудованию главврач станет преступником в глазах финконтроля.

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, Усть-Каменогорск