На прошлой неделе в СМИ появилась информация, что в Казахстане предлагают увеличить акциз на литр бензина с 8 до 18 тенге, об этом сообщил министр экономики Руслан Даленов.
На такой шаг государство может пойти, чтобы компенсировать увеличение расходов бюджета на социальные выплаты, а также из-за ситуации с вывозом более дешевого казахстанского бензина в соседние страны. В России бензин дороже на 100, в Кыргызстане — на 70 тенге.
Нынешние ценники на бензин казахстанцы, возможно, видят последние полтора месяца. Изменения планируют ввести уже с 1 декабря 2019 года. Эксперты миннацэкономики подсчитали, что увеличение стоимости топлива на 10 тенге вызовет инфляцию в размере 0,35 процента.
Однако многие аналитики оценили этот прогноз как слишком оптимистичный.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с аналитиком нефтегазового рынка Сергеем СМИРНОВЫМ, дабы он объяснил, чем обосновано это решение и для чего Казахстану стремиться к российским ценам на бензин.
— Это налог, который поступает в бюджет. Если сравнивать налоговую нагрузку по стоимости бензина в России и Казахстане, то там налог составляет 60-70 процентов от цены, а процентов 10 приходится на сырье: переработку, транспортировку и прочее. У нас ситуация обратная, на сырье приходится около 50-55 процентов, а налоговая составляющая где-то 15-17 процентов.
В России цена очень сильно отличается в сравнении с Казахстаном, там средняя цена 45 рублей (275 тенге), а у нас бензин стоит 145 тенге, получается 130 тенге разница. Это наценка на госбюджет, так как у нас основные доходы получают нефтетрейдеры.
Весь нефтяной рынок у нас контролируется пятью крупными компаниями, а власть отказалась от регулирования этого рынка, дескать, рынок сам все отрегулирует. Но, например, в США губернаторы очень четко следят за ценами на топливо, потому что если цены будут расти, там будет возникать недовольство населения, что очень резко отразится на власти.
В России цены тоже регулируются, там они раз в год договариваются с нефтекомпаниями о заморозке цен, а потом, бывает, и продлевают, чтобы цены слишком сильно не росли. Если в России в литре бензина около 10 рублей составляет акциз, то в Казахстане 8 тенге, и сейчас власти хотят повысить еще на 10 тенге.
Самое главное, у нас постоянно ссылаются на то, что здесь топливо дешевле, чем в соседних республиках и якобы туда вывозятся его очень большие объемы. Но я думаю, что это несколько от лукавого. Это есть, но не в таких больших объемах.
В свое время власти в Казахстане заявляли, что дефицит бензина у нас возникает, потому что россияне вывозят в своих бензобаках наше топливо, но это смешно, честно говоря. Они хотят увеличить акциз на 10 тенге, а это влияет на стоимость не розницы, а оптовых цен. И так как она повышается, акциз растет, и бюджет тоже растет. Но при этом сокращается доход у розницы, и она будет всеми правдами и неправдами повышать цену, чтобы хотя бы сохранить свои доходы.
— В СМИ упоминалось, что на такой шаг государство может пойти, чтобы компенсировать увеличение расходов бюджета на социальные выплаты, а также из-за ситуации с вывозом более дешевого казахстанского бензина в соседние страны. Как вам кажется, исправит ли эту ситуацию повышение цен на топливо?
— Вот это повышение на 10 тенге при разнице в 130 тенге никак не повлияет на сокращение перетоков. Даже если на 30 тенге повысить величину акциза. Россиянам все равно будет выгодно перевозить бензин контрабандой в Россию. Поэтому заявление, что они таким путем борются с перетоками, меня абсолютно не убеждает. Между ценами в России и нашими все равно остается большая разница.
— Как вообще исторически получилось, что у нас с Россией такая разница в ценах на топливо?
— У нас абсолютно разная система ценообразования. У них до 70 процентов налоговая составляющая в цене бензина, у нас официально самая большая часть приходится на сырую нефть.
В Казахстане средний доход ниже, чем у россиян, и когда власти заявляют, что у нас самый дешевый бензин и надо бы повысить, они лукавят. Так сравнивать некорректно. Надо смотреть не на цену на стелах автозаправок, а смотреть, сколько можно этого бензина купить на среднюю зарплату.
Притом что в России цены выше, они на среднюю зарплату могут купить больше бензина, чем мы в Казахстане. Если брать Норвегию, то там цены вообще заоблачные, но на среднюю зарплату они могут купить бензина в разы больше, чем у нас. Таким образом, он у нас получается не очень-то и дешевый.
— Некоторые эксперты отмечают, что после повышения цен на бензин назад они могут уже не вернуться, а вслед за этим возрастут цены на хлеб, мясо и другие товары. Реально ли это?
— В любом случае, 10 процентов приходится на доставку товара. У нас основная перевозка осуществляется не по железной дороге, а автомобилями, а это бензин и дизельное топливо. Для сравнения можно посмотреть на ситуацию в 2017 году, когда летом были проблемы с дизтопливом, и власти в 17 раз повысили на него акциз. Тогда, где-то в мае, дизтопливо стоило 135-136 тенге за литр, а бензин — 145-146 тенге, как сейчас примерно.
То есть дизтопливо было дешевле бензина 92-го. Тогда мы получили скачок цен на дизтопливо, и теперь цены составляют примерно 195 тенге, оно стало значительно дороже бензина. Хотя себестоимость производства у него дешевле, чем у бензина, но дизтопливо сейчас дороже 98-го бензина.
И когда поднимали цены в июне 2017 года, заявляли, что это временная мера, и обязали 1 ноября того же года вернуть акцизы на прежний уровень, но «почему-то забыли». Сейчас очевидно, что это также делается для того, чтобы нефтетрейдеры отыграли свои «потери», хотя в убытках они никогда не остаются, так как власти идут им навстречу. Хотя министерство экономики посчитало, что цены повысятся на 0,35 процента, но в это как-то совершенно не верится.
— Как, по-вашему, ситуация будет разворачиваться в дальнейшем? Будет ли Казахстан продолжать выравнивать цены на топливо по примеру России?
— Подписан договор об организации единого нефтяного рынка к 2025 году, думаю, это еще одна из причин повышения цен на топливо. В итоге цены будут немного дешевле, чем в России, но ближе, и все к этому и идет.
Еще одна причина повышения цен заключается в модернизации наших НПЗ, которая осуществляется на заемные средства. А это кредиты, которые выдают под проценты, и их надо возвращать. Сейчас они хорошо зарабатывают на повышении акцизов на дизтопливо, и постепенно то же самое будет происходить с бензином.
В точности, как с дизтопливом, они сделать не рискнут, поэтому постепенно будут такие скачки делать, повышать акцизы. Это все равно будет тащить за собой рост цен. И все ради того, чтобы сравняться с Россией. Если они пойдут путем повышения налоговой составляющей, тут скрепя сердце можно сказать, что еще не так все плохо, так как деньги пойдут в бюджет. Второй вопрос: насколько эффективно расходуются наши бюджетные деньги…