Хорошо у нас в саду. Не дождусь, когда пойду… - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хорошо у нас в саду. Не дождусь, когда пойду…

Хорошо у нас в саду. Не дождусь, когда пойду…

Эту строчку из детской песенки на стихи Агнии Барто, наверняка вспомнили немало молодых семей, в которых, как и положено, рано или поздно появляется потомство. Оно, как известно, наше главное богатство. И как всякое богатство, требует внимания и заботы.

  • 15 Октября 2007
  • 3529
Фото - Caravan.kz

Каждая семья, которая заводит ребенка, начинает ломать голову: как совместить наш современный сумасшедший темп жизни, работу и качественное дошкольное воспитание?
Хорошо, если доход семьи и материальный достаток позволяет маме или папе сидеть с маленьким ребенком… А если, как чаще всего бывает, такой возможности нет? И у семьи, как у сказочного рыцаря на распутье, появляются три выхода, три пути: или бабушки — дедушки, или няня, или детский садик.
Хорошо женщинам в Европе, особенно в Швеции! Здесь любой из родителей имеет право на полтора года оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. При этом государство ставит условие, что не менее 3 месяцев из 18 должен взять отец малыша (если же с ребенком сидит в основном отец, то мать).
В другой скандинавской стране, Финляндии, продолжительность оплачиваемого послеродового отпуска составляет 15 недель (мать получает 80 процентов зарплаты). Во Франции — 16 недель полностью оплачиваемого отпуска, а, начиная с 3-го ребенка — 26 недель, в Канаде оплаченный отпуск (55 процентов от зарплаты) длится 15 недель, но в неоплачиваемом отпуске мать может сидеть до года. В Великобритании, после недавно принятых парламентом изменений, все матери получают право на 39 недель оплачиваемого послеродового отпуска — правда, полную зарплату женщина получает лишь 6 недель из этого срока, а остальные 33 недели ей выплачивается фиксированное пособие (более 450 английских фунтов, однако! И при этом для малообеспеченных матерей предоставляется бесплатная муниципальная квартира…).
Да что там благополучная Европа! Даже в Бангладеш молодые матери, имея 12 недель послеродового отпуска, получают за это время 100 процентов оплаты!
У нас в Казахстане положение иное — матерям надеяться на помощь государства трудно. По нашему трудовому кодексу женщине полагается только пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей — семьдесят) календарных дней (8 или 10 недель) послеродового отпуска, с выплатой соответствующего пособия в установленных законодательством Республики Казахстан порядке и размере. И размеры эти очень невелики. Жить на них, конечно, невозможно.
Правда, женщине законодательство предоставляет неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком — до трех лет и за это время за ней сохраняется ее рабочее место. Но эти три года тоже нужно еще прожить, что сделать на одну папину зарплату тяжело. Вот и приходится молодой семье ломать голову: куда пристроить ребенка?
В крупнейшем городе страны — Алматы сейчас 157 государственных детских садов. В них содержатся 30 276 малышей. Но очередь на получение места в государственном детском саду на сегодня составляет более 10 000 человек.
— Дефицит детских садов порожден бездумной политикой городских властей в 90-е годы, — считает юрист неправительственной организации «Фонд защиты детей» Майра Найманбекова. — Тогда садики приватизировались и распродавались кому угодно, по бросовым ценам. Ведь в советское время в городе было 346 детских садов, включая ведомственные! Некоторые крупные предприятия имели по два-три детсада, загородные базы отдыха, где дети могли находиться летом. Сегодня от всего этого остались жалкие крохи. Поэтому очереди в детские сады растянулись на годы. Нынешнее руководство города громогласно обещало вернуть детям 20 бывших детсадов. Однако за прошедший год вернуть удалось только 5, а на выкуп остальных в бюджете нет денег…
Другая проблема: сегодня в садики практически не принимают детей от полутора до трех лет. Чаще всего говорят, что нет таких групп, нет возможностей содержать таких маленьких. А разгадка проста: Закон «Об образовании», принятый еще в 1999 году, возлагает на государственные детские сады обязательную предшкольную подготовку. Поэтому в садики стараются брать детей пяти-шести лет, всеми способами «отпихиваясь» от «малолеток».
— Я полтора года ждал, когда подойдет наша очередь в детский сад «Карлыгаш», неподалеку от моего дома, — рассказывает молодой инженер Сергей Гладыш. — Только собрались повести сынишку туда — а там преобразование: младшую группу, от трех до пяти лет, расформировали… Говорят, нет возможностей, нет кадров. Предложили группу в другом садике, а это в другом конце города! Но что делать — возим теперь ребенка туда, тратим по два с половиной часа на дорогу. И сын, и мы устаем — ужасно… Но здесь хоть цены приемлемые, а в частном садике нам держать ребенка не по карману.
Действительно, оплата в государственном детском саду составляет около десяти тысяч тенге в месяц, в частном — минимум двести долларов. Причем, начиная с пяти лет, в государственном садике родители оплачивают только питание ребенка — остальные расходы берет на себя государство. В частных же детских садах все дополнительные расходы — за счет родителей. Да и условия там порой для детей — не слишком комфортные. Бывает, что весь садик состоит десяти — пятнадцати детей, которые весь день проводят в одной комнате в частном доме или квартире. Это, конечно, не садик в его полной форме, а некое «бэбиситерство». Ребенка, конечно, здесь накормят, за ним присмотрят, и спать положат, но теснота и шум, невозможность для ребенка уединиться зачастую ведет к различным нарушениям здоровья.
— Я отдала свою трехлетнюю дочку в такой частный садик, — рассказывает Алима Ямбердиева, молодая мама. — И каждый вечер у ребенка — слезы, капризы… Стала плохо спать, есть, собирать ее в садик — мученье: не хочет, плачет. Пришлось забрать ребенка, с ней стала сидеть бабушка — и сразу и сон, и аппетит наладились, и слезы куда-то ушли. Да и как иначе, если в том садике было всего две комнаты, в одной дети ели и играли, в другой спали — все пятнадцать человек! Конечно — шум, гам, вечная толчея. Гулять могли только во дворике, площадью двадцать — тридцать квадратных метров. А брали за эту услугу немало — триста долларов в месяц! Искала другой садик — все или далеко, или дорого, а в государственном — очередь на три года. Вот так и мучаемся, ждем не дождемся, когда в школу пойдем…
Конечно, есть в южной столице и «элитные» частные детские сады — с квалифицированными воспитателями, с просторными игровыми комнатами, расположенные в экологически чистой зоне. Сосед по дому возит своего четырехлетнего мальчика в один из таких садиков, расположенный в зеленом пригороде Алматы. Там для детей созданы хорошие условия: просторный двор с детской площадкой, с горками, песочницей; чистый воздух; есть яблоневый сад, где дети гуляют, с ними занимается квалифицированный педагог — воспитательница. Но таких садиков очень мало, и они очень дороги: по четыреста — шестьсот долларов за ребенка в месяц. Обычным алматинцам такие цены недоступны. Так что, как и всегда, богатые, если и плачут — то гораздо реже…
Акимат Алматы, учитывая острейшую проблему дефицита мест в детских садах, принял городскую программу «Детские сады», по которой за три года должно быть построено 30 новых садиков.
Но уже год прошел со времени соответствующего постановления — а начато строительство только 2 детских садов, в микрорайоне «Кулагер» и в южной части города. Об остальных пока и речи нет. Чем выкупать элитное жилье у олигархов, лучше бы акимат выкупил все детские сады, которые в 90-е годы бездумно раздал кому попало.
А иначе, такими темпами, малыши имеют все шансы простоять в очередях в вожделенный садик все свое счастливое детство…

Фото с сайта http://www.fakttv.ru