Хорошо, но можно лучше - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
0 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хорошо, но можно лучше

Хорошо, но можно лучше

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк (ВБ) представили результаты совместного исследования бизнес-климата и эффективности предприятий, проведенного в странах Восточной Европы и республиках бывшего Советского Союза.

  • 25 Января 2006
  • 764
Фото - Caravan.kz

По мнению экспертов, переходный период, начавшийся в этих странах 15 лет назад, не закончился, и пока еще бизнес-климат не достиг уровня, присущего развитой рыночной экономике.
Респондентами данного исследования выступило свыше 9500 предприятий в разных государствах.
Специалисты ЕБРР и ВБ ставили своей целью оценить степень таких факторов, сдерживающих развитие предпринимательства, как ненадлежащее регулирование, слабая судебная система, коррупция или уровень преступности.
Общий вывод отчета носит в целом позитивный характер: страны в целом продемонстрировали улучшение ситуации в сфере регулирования, налогообложения, уровня преступности, в меньшей степени — в сфере совершенствования судебной системы и борьбы с коррупцией.
И хотя экономические показатели развивающихся стран довольно устойчивые (средние темпы роста составляют 5,3 процента), главное, что мешает дальнейшему развитию — бюрократический произвол, слабая организация и недоступность финансирования.
По мнению авторов исследования, больше всего от таких барьеров для предпринимательской деятельности страдают именно те предприятия, которые могут принести наибольшую пользу экономике и те, которые с наибольшей вероятностью и могли бы способствовать росту и созданию новых рабочих мест — это частные предприятия, компании-экспортеры, предприятия, реинвестирующие прибыль и субъекты малого предпринимательства.
Причем практически для всех стран характерна следующая закономерность: бизнес-климат на окраинах и в провинции менее благоприятен, чем в столицах.
Равномерное распределение «плодов» перехода по-прежнему является серьезной проблемой для всех стран с переходной экономикой.
Впрочем, бизнес-климат не является единственным и определяющим фактором, влияющим на рост и эффективность предпринимательской деятельности. Значительное влияние на них может оказывать конкуренция на внутренних или международных рынках. Компании, особенно остро ощущающие эту конкуренцию, как правило, предпринимают меры для повышения своей конкурентоспособности. Таким образом, иностранные инвестиции могут способствовать дальнейшему росту.
По прогнозу ЕБРР, наибольший экономический рост по итогам 2005 года ожидается в странах СНГ — 6,2 процента. А поскольку он обусловлен в основном высокими ценами на сырье, то государства содружества должны контролировать растущую инфляцию и не уступать давлению, оказываемому с целью расходования излишков денежных средств, образующихся благодаря высокой цене на нефть.
На первый план также выдвигается задача повышения конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики.
Что касается собственно Казахстана, то оценки ЕБРР варьируются в зависимости от отраслей. Так, например, дана позитивная оценка мер, предпринимаемых в регулировании банковского сектора: здесь нашей страной достигнут определенный прогресс для того, чтобы контролировать и сдерживать мощный рост банковского заимствования, а также кредитования в сфере недвижимости и розничной торговли внутри страны, а также проектов соседних стран.
Аналогичных отзывов удостоена и промышленная политика: ЕБРР по итогам прошлого года улучшил оценку в отношении проведенной в республике структурной реформы, связанной с реструктуризацией железнодорожной отрасли. Благодаря этому появился целый ряд частных компаний, которые начали активно работать в этой сфере.
В то же время европейский финансовый институт настороженно относится к начавшимся процессам национализации в нефтегазовой сфере.
Как известно, в прошлом году государство выкупило часть доли British Gas в Северо-Каспийском проекте, а затем настояло на совместном владении с иностранным инвестором Шымкентским нефтеперерабатывающим заводом. Стремление вернуть нефтяные активы в собственность государства в ЕБРР называют «усилением вмешательства государства в нефтегазовый сектор» и призывают госорганы быть осторожнее, поскольку такие шаги могут спровоцировать ухудшение инвестиционного климата и подвергнуть угрозе существующие контрактные обязательства государства перед инвесторами.
Специалисты ЕБРР считают, что Казахстан в 2005 году достиг определенного прогресса в борьбе с коррупцией.
Во-первых, ужесточены определенные требования в отношении должностных правонарушений и различных должностных проступков. Во-вторых, состоялись судебные процессы в отношении ряда государственных чиновников, что является довольно действенной мерой. Но при этом обращается внимание, что борьба с коррупцией должна вестись крайне осторожно, поскольку иногда могут страдать определенные предприятия и компании.
Осенью прошлого года международное движение Транспаренси Интернешнл, направленное исключительно на противодействие коррупции, также отнесло Казахстан к числу государств, где в 2005 году был отмечен значительный прогресс — зафиксированный на основе оценок уровень коррупции снизился.
Однако уровень ее все еще остается высоким, поскольку стране не удалось набрать 5 баллов из 10 возможных. В таком же положении находится более двух третей из 159 обследованных стран. Но этот факт не может служить утешением, поскольку существует определенная закономерность: чем выше уровень коррупции в стране, тем меньше иностранных инвестиций направляется в нее, что еще больше уменьшает ее шансы на процветание.
В то же время, если таким странам удается улучшить государственное управление и снизить уровень коррупции, возникает так называемый «эффект развития», который может включать в себя и снижение детской смертности, и рост доходов на душу населения, и повышение уровня грамотности.
Поскольку Казахстан ставит стратегической целью вхождение в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира, то одной из основных мер по достижению этой цели должна быть государственная поддержка предпринимательства. Признаки конкурентоспособности определяются, в том числе, и по степени развития частного сектора экономики.
Чем отечественные компании становятся сильнее и мощнее, тем сильнее и мощнее становится государство. Поэтому любое исследование вроде последнего отчета ЕБРР условий бизнес-климата государственные органы должны рассматривать как настоящий консалтинг и эффективно использовать в своей работе.
Тогда мы сможем демонстрировать всему миру не отдельные достижения (в лучшем случае), а реальный и ощутимый прогресс.