Порка от акима
Первые дни апреля принесли в Караганду резкое потепление, актуализировавшее неизменный весений заголовок местных печатных СМИ: “Асфальт сошел вместе со снегом”. На предложение местных автовладельцев сменить самое распространенное покрытие карагандинских дорог – матерщинное – на качественное асфальтовое городской акимат тут же отреагировал экстренным совещанием с публичной поркой подрядчиков.
Как выяснили чиновники, состояние значительной части тех автодорог, что сегодня находятся на гарантийном обслуживании после ремонта, с отступлением зимы выглядят так, словно и не ремонтировались.
– Всего на гарантии у нас находится 62 участка, – доложил исполняющий обязанности руководителя отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Караганды Рустем КОЖАКАПАНОВ. – На 10 участках, даже не проводя обследования, можно сказать, что имеются дефекты. На 9 из них продлен гарантийный период. Если кратко, то на гарантии с 2018 года находится 1 улица, с 2019-го – 18 участков дорог, с 2020-го – 26, и с прошлого года – 17 участков.
При этом, по словам спикера, общая протяженность автомобильных дорог в Караганде составляет 920 километров. 560,4 километра имеют асфальтобетонное покрытие. Из них на гарантийном обслуживании в настоящий момент находится 104,1 километра городских дорог, что в процентном выражении составляет 18,6 процента от общей протяженности.
Рустем Максатович сообщил, что самые убитые дороги сотрудники вверенного ему отдела выявили лично, с наступлением тепла отправившись на экскурсию по городу, вооруженные фото- и видеокамерами. Кроме того, воспользовались помощью водителей городских автобусов, которые составили свой “топ-чарт” самых страшных для ходовок улиц.
Эта информация вызвала справедливый гнев акима Караганды Ермаганбета БУЛЕКПАЕВА. Когда в ответ на вопрос о том, почему отремонтированные в прошлом году дороги находятся сегодня в плачевном состоянии, городской голова услышал от подрядчиков “старую песню о главном”: мол, битум плохой, да и бетон с щебнем – не очень, резко парировал:
– Не можете работать, уходите с рынка! Есть другие.
Затем Ермаганбет Кабдулович поручил всем проштрафившимся подрядчикам за 3 дня заложить ямы брусчаткой, а как только дороги высохнут, начать гарантийный ремонт – за свой счет.
Досталось от акима на орехи и представителям технадзора, принявшим в прошлые годы некачественно отремонтированное дорожное полотно. Им были обещаны судебные разбирательства и последующее лишение лицензии.
Скупой платит дважды?
Между тем представители старейших в Караганде дорожно-строительных организаций уверяют: государственные органы сами создают проблемы, с которыми потом неутомимо борются. А плохое качество асфальта на дорогах города закладывается на этапе объявления тендеров.
– При строительстве новых автодорог государство установило демпинговый порог в 5 процентов, ниже которого фирмы – участники конкурсов не могут опускаться, – рассказала директор ТОО “Агродор” Наталья МАЛЬЧУШКИНА. – А при среднем ремонте дорог, который делается в городах, на сегодняшний день нет предела демпингу. Другими словами, участники тендера могут без подтверждения делать скидку на 20 процентов, а на всю остальную скидку, что идет ниже 20 процентов, приложить банковскую гарантию и спокойно работать.
Ответ на вопрос, кто и почему решил, что на городских дорогах можно экономить без ограничений, дорожники ищут уже давно.
– В этой части дорожное строительство приравняли к гражданскому, – сетуют они. – Средний ремонт дорог рассматривают как косметический ремонт в гражданском строительстве. А ведь разница огромная. То ли побелить, покрасить, подмазать и обои поменять, то ли ремонтировать дороги общего пользования с массой сетей под ними – водопроводных, канализационных, телефонных, ливневых. Городские дороги – это сложные инженерные сооружения стратегического значения, требующие от ремонтников высокого профессионализма, инженерных знаний, большого опыта и качественных материалов. Как может измениться порочная система госзакупок
При тех условиях, на которых проводятся госзакупки сегодня, по мнению дорожных строителей, сделать качественную дорогу заведомо невозможно.
– Сейчас до 40 процентов скидки делают на тендерах! – возмущается заместитель директора по производству ТОО “Улар МК” Юсуп УМАРОВ. – Если я делаю такую большую скидку, то ухожу в минус. Если я в минусе, значит, должен на чем-то экономить. Пострадает или ширина, или толщина асфальта. Или битум я буду искать где-то подешевле. Либо не добавлю какие-то присадки.
Тендеры на этот год, по словам представителей подрядных организаций, в части среднего ремонта автодорог в Караганде уже прошли. Скидки по ним дошли до 38 процентов! Переводя это значение в денежный эквивалент – до 130 миллионов тенге.
Заходи кто хочет, ремонтируй за сколько хочешь!
– Но и это еще не все предпосылки для некачественного ремонта карагандинских дорог, – считают дорожники.
– Сегодня в наших тендерах участвуют все кому не лень, – отмечает инженер ПТО Екатерина СМИРНОВА. – Фирмы, которые занимаются всем подряд – продажей товаров народного потребления, медикаментов, поставками театрального оборудования, утилизацией отходов. А всё потому, что нет жестких условий участия в тендерах на ремонт дорог. Достаточно один раз получить лицензию, и впоследствии можно ее не подтверждать. Более того, можно и вовсе не иметь строительной лицензии – это не является препятствием для участия в тендере. Заказчик не проверяет, есть ли у участников конкурса штат специалистов, техника и т. д. Выигрывает тот, кто даст меньшую цену.
Впрочем, по словам подрядчиков, есть один критерий, на который обращают внимание при рассмотрении конкурсных заявок. Это налоговая нагрузка.
Но здесь дорожные строители уступают тем же “продавцам”. Потому что в процессе работы по ремонту дорог фирмы отдают в аутсорсинг отдельные виды работ, и субподрядчики платят налоги сами за себя. А у торговцев все налоговые отчисления идут в зачет только им.
С расчетами цен на материалы – тоже есть проблемы. Как говорят дорожники, все расчеты при проектировании объектов и по выполненным работам составляются на основании сметно-нормативной базы КазНИИСА (АО “Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры). Но работает КазНИИСА с отставанием. То есть его сотрудники закладывают цены сегодняшнего дня на день завтрашний – без учета инфляции и повышения цен на материалы.
– При этом по закону мы не можем иметь прибыль свыше 8 процентов, – разводит руками Екатерина Смирнова. – Как при таком раскладе дать качественные дороги и еще выполнить поручение главы государства по повышению зарплат работникам?..
Решение проблемы плохих дорог в Караганде, по мнению карагандинских дорожников, лежит на поверхности.
– Вы видели, какие дороги в Алматы и Нур-Султане? – спрашивает Наталья Мальчушкина. – А знаете, почему там они качественные? Потому что стоимость материалов и работ там закладывается гораздо выше, чем у нас. К примеру, фрезерование толщиной 5 см там рассчитывается по цене 1 329 тенге за квадратный метр, а у нас – по 312 тенге. Асфальтобетонное покрытие из крупнозернистой смеси толщиной 6 см в Нур-Султане стоит 4 807 тенге за квадратный метр, а в Караганде – 3 570. Как может быть такое расхождение в ценах в 2 городах, находящихся в 200 километрах друг от друга? Я понимаю, что Нур-Султан – столица, но ведь находится она в той же стране и с теми же ценами, что и Караганда. И принцип качества везде один: если делать всё по нормам, не экономя на качественных материалах и грамотных специалистах, то дороги будут отличными.
В порядке эксперимента
Чтобы доказать свою правоту чиновникам и горожанам, дорожные строители Караганды, объединившиеся в ОО “Ассоциация дорожно-строительной отрасли Карагандинской области” вышли к местному Антикору с предложением запустить пилотный проект. Смысл его заключается в следующем: максимально ужесточить требования к потенциальным поставщикам при проведении очередного тендера на средний ремонт дорог по городу Караганде, а затем проконтролировать его исполнение.
В рамках пилотного проекта мы предложили внести в условия тендера – уменьшить негарантированную скидку до 10 процентов, а скидку свыше 10 процентов обеспечивать не банковской гарантией, а живыми деньгами, – перечислили представители ассоциации. – Кроме того, дать заказчику право требовать от поставщика, предлагающего большую скидку, обоснования, за счет каких средств и материалов он может позволить снижать цену на ремонт городских дорог. Помимо этого, независимо от наличия строительной лицензии, требовать от подрядчиков подтверждения как квалификационного состава работников – не менее 50 процентов штатных единиц с подтверждением отчислений в пенсионный фонд от 5 лет, так и наличия собственной дорожно-строительной техники, необходимой для выполнения данных работ – не менее 30 процентов.
Также карагандинские дорожники предлагают при рассмотрении конкурсных заявок обращать приоритетное внимание на специализацию фирмы-участника. Другими словами, отсеивать фирмы, которые не специализируются на ремонте и строительстве дорожного полотна.
– Чтобы исключить коррупционные риски при проведении пилотного проекта, необходимо будет создать общественную комиссию из представителей заказчика, независимых лабораторий, технического надзора, Антикора, общественных организаций, депутатов, журналистов, блогеров и неравнодушных карагандинцев, – объясняют дорожные строители. – Чтобы с момента объявления тендера и до полного выполнения работ и эксплуатации пилотной дороги иметь возможность отслеживать качество работ. Уверены, что при таких условиях дороги в Караганде перестанут быть извечной и нерешаемой проблемой.
Караганда