В этом году будут подведены итоги государственной программы, разработанной Федерацией национальных видов конного спорта.
Среди прочих задач приоритетной считается увеличение поголовья лошадей в республике до 5 миллионов.
В 2002 году эта цифра в Казахстане не превышала одного миллиона. Тогда как, для сравнения, в соседнем Китае поголовье коней составляет 12 миллионов, в Америке — 10, а во Франции — 5.
Другая цель государственной программы — создание института коневодства, специалисты которого должны заняться выведением новых видов пород лошадей. В этом направлении уже приступил к работе племзавод в Костанае, который контролируется Управлением делами Президента Республики Казахстан.
Здесь планируют возродить славную в прошлом казахскую верховую породу на основе известной костанайской породы.
Кроме того, правительство поставило перед животноводами задачу создать в Казахстане свою новую верховую породу «Казак тулпары», которая могла бы соперничать с другими всемирно известными породами.
Для реализации этой цели в Англии и России закуплены несколько чистокровных лошадей, чтобы на основе их скрещивания добиться положительных результатов.
Стимулом для развития коневодства стали слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который назвал коневодство «золотым фондом» способным стать достоянием республики.
Уже в 2003 году впервые за десятилетие прошла выставка «Тайбурыл-2003». Своих элитных лошадей выставили крупнейшие заводчики Казахстана и России. Это чистокровные верховые, арабские, ахалтекинские скакуны и даже владимирские тяжеловозы. Теперь выставка проводится ежегодно.
Периодом потерь для казахстанского коневодства, объем которых не удается восполнить до сих пор, стало советское время. До революции в Казахстане насчитывалось более 4,5 миллионов лошадей, к моменту развала СССР в начале 90-х их численность сократилась почти в четыре раза.
Значительную роль в этом сыграла Великая Отечественная война, когда нужды фронта уничтожили огромную часть поголовья казахстанских лошадей.
Большой урон коневодческой отрасли нанес и период властвования Н.С. Хрущева. Активный реформатор советского сельского хозяйства посчитал, что лошади только мешают развитию других животноводческих направлений. В результате под нож пошли целые табуны, в том числе — и племенные жеребцы.
Впрочем, именно в советское время Казахстан вписал свое имя в историю спортивного коневодства. Немногие сегодня знают, что уникальный жеребец-ахалтекинец Абсент, победитель двух олимпийских скачек был выращен в Казахстане на Луговском конном заводе.
На современном этапе, как считают специалисты, первоочередными задачами являются племенные работы и учет лошадей. Так случилось, что до недавнего времени значительная часть поголовья лошадей была сосредоточена в частных подворьях.
И, естественно, ни о какой племенной работе речи не велось, что привело к хаотичному смешению пород и катастрофическому уменьшению племенного генофонда.
Так, за десять лет, начиная с 1990 года, количество племенных лошадей сократилось в десять раз, сегодня составляет лишь 1 процент от общей численности.
Фактически их больше, но на многих из них утеряны документы, а такая лошадь уже официально не считается племенной.
Сейчас в республике осталось всего около двухсот хозяйств, из которых только 30 занимаются племенным выращиванием. Этому есть объяснение — несколько лет назад приоритетным среди ученых-животноводов было признано табунное коневодство. Спортивное же направление ныне стало уделом многих богатых людей политического и делового Олимпа.
Только за последние несколько лет влиятельные коневладельцы завезли в страну десятки чистокровных скакунов — верховой, арабской и ахалтекинской пород. О том насколько это дорогое удовольствие красноречиво говорят цифры: чистокровная лошадь, имеющая хорошую родословную и высокие спортивные данные, на мировом рынке стоит не менее 1 миллиона долларов. Серьезны затраты и на уход, содержание, воспитание, участие в скачках, которые в среднем составляют 10-15 тысяч долларов в год. О финансовых масштабах элитного спортивного коневодства можно судить и по другим фактам. Например, одна только случка с жеребцом чистокровных кровей может стоить от 100 до 500 тысяч долларов.
Сегодня стало модным среди обеспеченных казахстанцев дарить друг другу по различным торжественным поводам породистых скакунов с хорошей родословной. В среднем такой «скромный» подарок, приобретенный на отечественном племенном конезаводе, обходится в 30 тысяч долларов.
И в странах СНГ, похоже, дарить скакунов становится традицией. Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев дарил лошадей двум последним российским президентам, да и сам стал обладателем в день рождения прекрасного ахалтекинца, преподнесенного президентом Туркменистана Сапармурадом Ниязовым.
Несмотря на первые успехи, казахстанскому спортивному коневодству еще далеко до мирового признания. По мнению специалистов, потребуется не менее десяти лет, чтобы начать конкурировать с ведущими коневодческими странами.
По мнению отечественных коневодов, одна из главных причин в отсутствии системной племенной работы. Сейчас конезаводы сосредоточены в частных руках, и племенная работа там ведется исходя из личных пристрастий и симпатий владельца. Во владении государства же единственный Костанайский конный завод, который требует серьезных и долгосрочных субсидий.
Впрочем, для частных конезаводов разведение лошадей это, прежде всего, интересы бизнеса, причем с учетом цен весьма перспективного.
Куда успешнее дела в сфере завоевания зарубежных рынков у табунного — мясомолочного направления.
Не вызывает сомнений, что в странах СНГ сегодня нет равных Казахстану по развитию молочного коневодства и производству кумыса, напитка известного в мире своими лечебными свойствами.
Трудно переоценить и полезные качества конины, которая является диетическим с прекрасными вкусовыми качествами мясом. Конина содержит большое количество белка и аминокислот и в отличие от говядины в несколько раз быстрее усваивается.
Кроме того, обладает желчегонным действием, снижает уровень холестерина, регулирует обмен веществ, поставляет в организм витамины, жиры и микроэлементы, используется в диетотерапии при лечении ожирения и даже способна нейтрализовать радиацию.
О том, что это не просто слова показывает следующий факт. В настоящее время
рынки Европы для казахстанской продукции открыты только в области рыбы и рыбной продукции, а также… конины.