Хочу жить в этой стране - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+5 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хочу жить в этой стране

Хочу жить в этой стране

Наши люди вернулись из польской столицы, где в течение двух недель октября проходило ежегодное Совещание ОБСЕ по рассмотрению обязательств в области человеческого измерения.

  • 17 Октября 2008
  • 1227
Фото - Caravan.kz

Официальная казахстанская делегация состояла из двадцати человек, в числе которых были и известные в РК правозащитники — Евгений Жовтис, Тамара Калеева и Нинель Фокина.
По их мнению, на нынешнем форуме выступления по теме выполненных Казахстаном обязательств ОБСЕ отличала приглаженность и представление ситуации в «розовом» цвете, так что «захотелось пожить в этой чудной стране».
«Наши власти считают, что обязательства ОБСЕ — это нечто эфемерное и пока от деклараций к конкретным предложениям не перешли», — считает директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Собственно тема, собравшая журналистов в Казахстанском пресс-клубе, звучала так: «Выполнение Казахстаном обязательств ОБСЕ». Забегая вперед, хочу сказать, что, по мнению всех трех ораторов, Казахстану предстоит еще много работы в области соблюдения прав человека, свободы религии, свободы слова.
По их оценке уровень выполненных Казахстаном на сегодняшний день обязательств ОБСЕ составляет в лучшем случае один процент. А, по словам председателя Алматинского Хельсинского комитета Нинель Фокиной, в области обеспечения свободы религии, и вовсе — ноль процентов. Более того, наблюдается «опасный для гражданского общества откат назад».
Впрочем, такая жесткая оценка работы казахстанского правительства, лично меня наводит на почти оптимистическую мысль, что не все так плохо. Здоровая объективная критика никому никогда не мешала, при условии ее адекватного восприятия объектом критики. И вообще, «одобрямсы» — это из области нашего не такого уж доброго советского прошлого.
А демократия, к которой мы стремимся, предполагает честную критику.
Согласно многочисленным официальным заявлениям, председательство в ОБСЕ для Казахстана является «мощным катализатором процесса реформ, дополнительным подтверждением правильности выбранного пути в направлении дальнейшей либерализации и открытости». Это своего рода этап в построении более эффективного взаимодействия власти и гражданского общества.
Впрочем, наши правозащитники часто с сожалением говорят о том, что казахстанское общество отличает гражданская пассивность. В отличие от любого западного, где мнение граждан играет большую роль в решении многих вопросов.
По словам Евгения Жовтиса, ежегодное совещание ОБСЕ в Варшаве — одна из немногих площадок в мире, которая позволяет выслушать разные мнения. В частности, неправительственных организаций. Он сообщил, что в начале лета ряд казахстанских неправительственных организаций создали коалицию «Казахстан — ОБСЕ-2010», которая будет мониторить то, как Казахстан соблюдает свои обязательства перед ОБСЕ.
Коалиция разделила обязательства РК на две категории. Первая — обязательства, которые прописаны в документах ОБСЕ. Это перечень обязательств в области демократии и человеческого измерения. Вторая группа обязательств более конкретная — те, что связаны с выступлением министра иностранных дел Марата Тажина в Мадриде в ноябре 2007 года при решении вопроса о кандидатуре Казахстана на роль председателя ОБСЕ в 2009.
«Там обязательства были достаточно конкретными, — говорит Евгений Жовтис. — Хотя наши власти не считают их обязательствами. Они говорят, что это были некоторые намерения Казахстана в сфере либерализации своего законодательства в области политических партий, выборов, СМИ, местного самоуправления».
Однако все эти намерения воспринимаются другими членами ОБСЕ именно как обязательства, уверяет г-н Жовтис. В Варшаве коалиция «Казахстан — ОБСЕ-2008» представила свои выводы о том, как они выполняются.
С их точки — либо частично, либо с откровенным откатом к прошлому. Евгений Жовтис говорит, что под предлогом борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом властями осуществляется прямое и косвенное давление на религиозные организации.
Кроме того, по его словам, по политическим мотивам наш МИД объявил «невъездной» в нашу страну гражданку Польши этническую казашку Бали Мажец. Евгений Жовтис назвал еще ряд судебных разбирательств, которые инициируются властями, и добавил, что в Казахстане начался процесс активного блокирования некоторых интернет-сайтов.
По словам Тамары Калеевой (Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз»), законопроект по СМИ, подготовленный министерством культуры и информации, дает больше простора не СМИ, а самому министерству. Согласно закону, журналистов нельзя сажать за решетку. Однако сейчас возбуждено уголовное дело на Виктора Мирошниченко, журналиста газеты «Время» в Петропавловске. Процесс будет идти в течение года, при этом журналисту нельзя выезжать в командировки без разрешения суда.
По словам Тамары Калеевой, за пределами внимания наших властей остается целый блок серьезных проблем — конфискация тиражей, прекращение выпуска изданий по незначительным нарушениям, все вопросы по защите чести и достоинства. По ее мнению министерство культуры и информации занимается профанацией, а практических изменений в сфере свободы СМИ нет. Более того, возможно скоро блокировка сайтов будет узаконена под видом защиты национальных интересов.
Председатель Алматинского Хельсинского комитета Нинель Фокина считает, что властями Казахстана по всей стране ведется массовое давление на «Свидетелей Иеговы», закрываются законопослушные религиозные общины, часто наказывают за то, что законом позволено. Она говорит, что в стране идет массовое наступление на сайентологов, на незарегистрированных баптистов и протестантские церкви.
По мнению Нинель Фокиной необходимо соблюдать в отношении к религиозным организациям международное право и международные обязательства. То есть свобода религий должна быть для всех, равенство — для всех, а вот за преступления — следует отвечать по закону. Европейские власти за преследование религиозных организаций очень жестко критикуются международными организациями и собственными гражданами. Что касается наших соседей — России, то до тех пор, пока Россия не относилась к юрисдикции Европейского суда, все действия власти в отношении религиозных организаций у нее «прокатывали». Как только она вошла в европейскую юридическую зону, РФ в Страсбургском суде с треском проигрывает все судебные дела. «В таких делах как права человека не может быть эмоциональной оценки, — говорит Нинель Фокина, — есть закон, есть международные обязательства, из этого и надо исходить. Особо надо защищать права тех, кто не нравится большинству, чьи убеждения отличаются от большинства. Поскольку демократическое государство, это то государство, где власть находится в руках большинства, но права меньшинства защищены надежно».
Евгений Жовтис отметил три ключевых момента в вопросе о свободе религий. Он говорит, что в странах Северной Америки, Европе не существует обязательной регистрации никаких объединений. Потому что регистрация — это не способ контроля. Отвечать за преступление должно конкретное лицо его совершившее, а не организация, в которой он состоит. Евгений Жовтис считает, что государство подключается со своим репрессивным аппаратом только в случае, когда есть непосредственный состав преступления каких-то людей.
По мнению правозащитников, активные сторонники председательства Казахстана в ОБСЕ — Франция и Германия, сегодня находятся в не очень удобном положении. В частности, в Соединенных Штатах будируется вопрос о том, что делать, если Казахстан примет закон, который прямо противоречит обязательствам в рамках ОБСЕ.
Впрочем, Евгений Жовтис добавляет, что все разговоры о невыполнении Казахстаном обязательств отягощены радом факторов — экономический кризис, ресурсы, безопасность, вопросы, связанные с проникновением наркотиков, стратегические вопросы, российско-грузинский фактор. Все это оказывает влияние и на европейскую политику, и на политику США по отношению к Центральной Азии. Евгений Жовтис напомнил, что недавно ЕС смягчил санкции в отношении Узбекистана.
Так что, даже при неудовлетворительной оценке демократии в Казахстане, в совокупности факторы будут оказывать влияние на окончательное решение о нашем председательстве в ОБСЕ.

Фото с сайта http://www.newsarmenia.ru