Хищные и гордые - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+24 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хищные и гордые

Хищные и гордые

Хищные птицы – особая гордость Алматинского зоопарка. Многие из них, от крупных кондоров, беркутов, орланов и кумаев до маленьких сов-сплюшек, здесь успешно растут и размножаются, наполняя пространство над зверинцем многоголосым звонким клекотом.

  • 8 Марта 2013
  • 2426
Фото - Caravan.kz

Драгоценное потомство

В конце февраля – начале марта большинство птиц в зверинце сидят на яйцах. В это время они особенно чувствительны, и беспокоить их нежелательно. Бывают у них и внутрисемейные разборки. Если подерутся, самка может сбросить яйца.

Чтобы яйца не разбивались, их забирают в инкубатор. В этом году здесь ждут приплод от редко размножающейся птицы – южноамериканского кондора. Два года назад у этой пары уже появился один птенец.

– Редко дают приплод и белоголовые орланы, – рассказывает рабочий секции хищных птиц Алматинского зоопарка Юрий Карнаухов. – А вот степные орлы размножаются хорошо. У нас пара, которую создали в 1991 году, до сих пор яйца несет. Орлица – уже прабабушка, но много лет продолжает размножаться. В природе так долго это не получается. Там экстремальные условия, а в зоопарке птицы вовремя получают питание, о них заботятся. Когда они в паре, это естественное для них состояние комфорта.

В середине января, даже в лютый мороз самыми первыми яйца здесь несут грифы-бородачи. Кажется, холод их даже стимулирует. Чуть позже несутся белоплечие и белохвостые орланы и кумаи. Но массово птицы начинают размножаться к середине марта. В эти периоды в инкубатории специалисты днюют и ночуют, следят за температурным режимом, поворачивают яйца. Если вдруг отключается электроэнергия, переходят на автономную электростанцию, чтобы не пустить работу целого года насмарку и не погубить птенцов.

В инкубатор здесь стараются забирать в основном первую кладку. Второе же яйцо, которое птица несет через неделю, две, три, чаще оставляют под родителями, чтобы у них не прерывался инстинкт.

– Неплохо размножаются в зверинце и беркуты, – продолжает рассказ Юрий Карнаухов. – Но периодически возникает проблема с местами для пересадки подросших птенцов. Казалось бы, беркуты – это вид птиц, который водится у нас, и можно было бы выпускать их на волю… Но, как говорят орнитологи, пернатых, долгое время просидевших в вольерах, сначала необходимо адаптировать к жизни на воле, чтобы они научились самостоятельно добывать себе пищу. А для этого нужно снаряжать экспедиции, чтобы на месте первое время подкармливать птиц. Ведь чтобы птица поймала свою первую добычу, она должна иметь полноценное оперение и достаточно сил для охоты. Это серьезная работа, просто так птиц выпускать в дикую природу нельзя.

Суровый нрав

При виде своего опекуна – Юрия Карнаухова, 26 лет работающего в зоопарке с птицами, – белоплечие орланы, степные орлы и прочая пернатая братия начинает громко кричать и свистеть. Птицы узнают его даже в толпе посетителей.

– Утром, когда делаю уборку в вольерах, разговариваю с птицами, – говорит Юрий, – потом кормлю их. Изучил характер каждой. Бывает, заходишь к ним по работе, допустим, гнездо строить или траву чистить, одни пугливо улетают, а от других самому приходится защищаться. У нас в снаряжении даже каски есть. В период размножения птицы вообще теряют страх. Они согласованно и очень агрессивно нападают на того, кто появился в их вольере. Первой обычно сверху бросается самка. Периодически нам, работникам секции хищных птиц, серьезно достается от их когтей и клювов. Самки у хищных птиц обычно крупнее, мощнее самцов и защищаются активнее. Самцы – поменьше и более пугливы. Но и те и другие бьют клювами по голове и могут очень сильно ранить. Так что работа у нас довольно опасная.

Очень агрессивны белоплечие и белохвостые орланы, степные орлы и могильники. Более благородные – беркуты. Они тоже могут нападать, но не так активно. Даже маленькие волнистые попугайчики, которых держат дома, и те больно кусают своими острыми загнутыми клювиками. Что уж говорить об этих хищных птицах, которые для пропитания ловят не только мелких грызунов, но и зайцев, и лис. Потому их вооружение в виде клювов и когтей такое мощное.

Несмотря на все это, своих питомцев Юрий Карнаухов любит и придумывает им ласковые имена. Супружеская чета степных орлов у него – Стеша и Степа, беркутов – Бориска и Бела. А вот птенца крупного кондора он назвал Куатом.

В Алматинском зверинце 34 вида хищных птиц, 192 особи. В сутки им требуются до 60 кг мяса, множество цыплят, а также живые кролики, морские свинки и крысы, которых разводят в виварии. Орланам, как обитателям морских побережий, дают рыбу.

Птицы в большом городе

В Алматинском зоопарке обитает немало птиц, найденных горожанами во дворах и на улицах.

– У каждой такой принятой птицы своя история, – говорит Юрий Карнаухов. – Есть у нас пара беркутов, в которой самец родился в нашем инкубаторе, а самка поступила из дикой природы с повреждением. Посреди зимы она, видимо, где-то намочила и потом отморозила хвост. А летом, когда вокруг нее стали виться мухи, мы обнаружили, что насекомые в ее хвосте уже отложили яйца. Самочку мы вылечили, и сейчас она себя чувствует великолепно. Хотя ее хвост и не растет, ей удалось создать пару с выращенным нами беркутом. В этом году, надеюсь, у них будут птенцы.

Больше всего хищных птиц поступает в зоопарк весной и летом, когда молодые и неопытные птенцы начинают охотиться. В это время они получают увечья, а люди, находя травмированных пернатых, звонят в зоопарк. И не раз уже работники зверинца спасали, например, кумаев. Эта хищная птица обитает в горах Заилийского Алатау. А молодняк, бывает, слетает с гор в город. Попадая в не естественные для них условия, птицы теряются в лабиринтах зданий, не могут сориентироваться и улететь. Люди обнаруживали на своих балконах и крышах и соколов-балобанов, и конюков, и других пернатых охотников.

– Недавно мне позвонил знакомый, – продолжает рассказ Юрий, – и сообщил, что около “Детского мира”, в центре Алматы, на крыше здания сидят два крупных сокола, и спросил: могут ли они там гнездиться? Я ответил, что могут, если найдут какую-нибудь нишу, укромное место. Раньше ведь в Алматы профессиональные орнитологи наблюдали и сапсанов, и балобанов. Оказалось, они находят какие-то недоступные для человека места в городе и обустраивают там свои гнезда. Известно, что такое же случалось и в Москве, и в Нью-Йорке. Птицы ищут себе в городе пропитание: мелких птиц, мышей, крыс. В таких случаях желательно их не беспокоить.

Символ Алматинского зоопарка – бородач из семейства ястребиных. Птица пользуется популярностью за свою красоту. Свое название она получила за пучок щетинок под клювом, похожий на бородку. Обитает бородач в наших горах, в весе достигает 5–7 кг, размножается редко. Изображение этой птицы красуется на спецодежде работников зверинца.