Харакири по закону - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+19 °C
Алматы
2024 Год
4 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Харакири по закону

Харакири по закону

Заключенным вернули право заявлять о нарушении своих прав через членовредительство по отношению к себе же.

  • 4 Марта 2008
  • 1604
Фото - Caravan.kz

Еще месяц назад за вскрытие живота своего осужденный мог получить до двух лет «надбавки» к сроку. Но 27-го февраля два пункта 361 статьи Уголовного Кодекса страны, предусматривающие уголовную ответственность за членовредительство лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, Конституционным Советом республики были признаны неконституционными.
Ровно месяц до своей «годовщины» не дожили некоторые поправки, внесенные в Уголовный кодекс Казахстана 26 марта 2007 года в рамках принятого Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы».
Уже тогда правозащитники развернули активную деятельность по противостоянию принятым изменениям, называя подобный факт шагом к несоответствию Казахстана международным стандартам и принятым на себя обязательствам в области прав человека.
Они всячески пытались призвать к «совести» руководство уголовно-исполнительной системы, чтобы последнее предприняло хоть какие адекватные меры по изменению «сложившейся неблагополучной ситуации в местах лишения свободы».
Ссылки делались на то, что Казахстан, являясь членом ООН и участником ОБСЕ, одним из первых международных документов ратифицировал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, приняв на себя обязательства по ее выполнению.
«В период подготовки закона не было его общественного обсуждения и комментариев международных организаций на законопроект», — говорилось в мае прошлого года в пресс-релизе неправительственных правозащитных организаций в лице представителей Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Международной тюремной реформы, Общественного фонда «Сауыгу», Хартии за права человека.
Сегодня, когда глава Конституционного Совета страны Игорь Рогов подтвердил неконституционный характер 1 и 4 частей статьи 361 Уголовного кодекса, правозащитники в очередной раз могут поднять тему бесчеловечных условий содержания в отечественных тюрьмах людей, а также превышения своих полномочий со стороны «хозяев» колоний, что чаще всего становится причиной добровольного харакири осужденных.
«Членовредительство по отношению к себе никогда не считалось преступлением, — прокомментировала Нинель Фокина, правозащитник, председатель Алматинского Хельсинского комитета корреспонденту ИА Regnum. — Люди идут на это потому, что система лишила их возможности выражать протест в какой-либо иной форме, это крайняя форма протеста».
Между тем многие государственные чиновники заверяют, что сам факт появления статьи о членовредительстве был направлен, прежде всего, на охрану здоровья граждан и обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях.
В частности, министр юстиции Загипа Балиева отмечала, что осужденные находятся под постоянным наблюдением в учреждениях, которые не только должны выполнять функцию содержания осужденных, но и охранять их здоровье и жизнь. «Поэтому одним из способов охраны здоровья осужденных является привлечение к ответственности за членовредительство», — отмечал министр.
Но, видать, о жизни осужденных руководство казахстанских колоний заботилось до такой степени, что в ходе неоднократных посещений мест лишения свободы правозащитники смогли набрать целые пачки жалоб и копий предсмертных писем. Так, как отмечено в письме отечественных правозащитных организаций в адрес генерального прокурора РК Тусупбекова и уполномоченного по правам человека Байкадамова, большинство осужденных, с которыми удалось побеседовать, поясняли, что они «вскрылись, не выдержав побоев, угроз и обращения, унижающего человеческое достоинство».
В заявлениях, которые поступали в астанинский филиал КМБПЧиСЗ и общественную наблюдательную комиссию по мониторингу прав человека в пенитенциарных учреждениях Управления КУИС МЮ РК города Астана, в прошлом году в разгар волн бунтов в казахстанских СИЗО и колониях, отмечались избиения, угрозы, недозволенные методы воспитания и исправления осужденных, факты изнасилования и насильственного помещения в «гарем» осужденных.
И, как отмечали правозащитники, многие из тех, кто совершил акт членовредительства, узнал о «надбавке» к своему сроку уже после всех событий.
«Мы уже тогда говорили, что эти поправки нарушают фундаментальные права человека, в том числе право на свободное выражение своего мнения в форме протеста против пыток и жестокого обращения, — говорит Евгений Жовтис, директор КМБПЧиСЗ, — когда человек наносит себе увечья или объявляет голодовку, наказывать его, по меньшей мере, несправедливо».
Это мнение полностью разделяет Любовь Рубежанская, директор общественного фонда защиты прав осужденных и борьбы с туберкулезом «Луч надежды».
«Когда эти поправки вкупе с другими поправками в уголовный кодекс страны вступили в силу, они ярко стали свидетельствовать об откате назад и ужесточении всей уголовной системы Казахстана», — пояснила правозащитник корреспонденту Караван.kz. Однако, по ее мнению, нельзя факт членовредительства рассматривать однозначно. «Ведь одно дело, когда членовредительством заключенные пытаются привлечь к себе внимание, заявить о нарушениях своих прав, и совсем другое, когда к этому новичков подстрекают так называемые «старшаки» с целью подрыва существующего тюремного режима».
За исключением общего мнения правозащитников о том, что подобное решение Конституционного Совета очень важно для процесса гуманизации всей уголовно-исполнительной системы Казахстана, эксперты однозначны в ответе на вопрос, не подрывают ли авторитет государства подобные поправки, вносимые в государственные документы, как следует не взвешенные, не анализируемые, а впоследствии отменяемые. «Этим шагом демонстрируется укрепление статуса демократического государства, а также самого конституционного совета, — считает Любовь Рубежанская. — Однако, налицо факт необходимости совещания, обсуждения и прислушивания к голосу общественного совета».
Хотя, вполне возможно, что данный красивый жест был сделан в ожидании времени председательства в ОБСЕ, что предположила председатель Алматинского Хельсинского комитета Нинель Фокина

Фото с сайта http://img.rian.ru