С другой стороны, дабы не превратиться в очередную «бананово-углеводородную республику», Казахстану в этой сфере экономики сделать все же, хоть что-то, да придется. Например, значительно улучшить свое законодательство в области недропользования.
Кавалерия устарела, политики все нет
Сегодня главной проблемой минерально-сырьевого комплекса страны является… нет, не политика кавалерийских наскоков нынешнего министра госдоходов на компании, /с целью поиметь с них побольше денег для госбюджета/, — в конце концов, министра можно быстро поменять. Проблемой является, как раз, ОТСУТСТВИЕ продуманной и законодательно закрепленной ПОЛИТИКИ в отношении рачительного недропользования.
А еще одной проблемой, сдерживающей эффективное использование республикой природных ресурсов, являются весьма большие обязательства Казахстана перед иностранными инвесторами в этой сфере экономики. В начале реформ и строительства независимого государства это был вполне оправданный шаг. Только за счет развития углеводородных отраслей наша страна могла подняться с «колен социалистического застоя».
Сегодня ситуация изменилась. Поэтому желание государства расширить круг, если так можно выразиться, обязательств и услуг, предоставляемых иностранцами в этой области, вполне резонно. Только вот шаги в данном направлении оно делает, как-то уж очень неуверенно, и не совсем туда. Свидетельством тому является новый проект старого закона «О недрах и переработке минеральных ресурсов»…
Секреты государственного городка
О его существовании общественность узнала полудетективным способом. Вроде бы поправки разрабатывались. Вроде бы давно. Но никто их не видел. И никто в их составлении не признавался. Но нашлись талантливые и въедливые ученые, которые не стали мириться с унизительной суперсекретностью «законодательно-недропользовательных работ». По своим, только им ведомым тропкам, они прошли по лезвию государственного аппарата, и добыли-таки проект вышеуказанного законопроекта.
Не для кого не секрет, что большинство казахстанских граждан имеет на сегодняшний день весьма слабое отношение к недрам своей страны. Поэтому, когда появились весточки о новшествах в законодательстве, касающемся самых, что ни на есть «недровых» проблем, многие прибодрились. Но не надолго. Потому что в новом варианте соответствующего правового акта о народе — речи не идет. Как не идет речи и о том, как, к примеру, заставить иностранных инвесторов развивать нашу нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. В этом проекте еще много чего нет. И все это авторитетно зафиксировал «круглый стол» ученых и экспертов, который состоялся в этот вторник в Алматы.
Побыстрее, да похуже!
Нельзя не отметить, что, по нашей информации, рассмотрение вопросов изменения законодательства о недропользовании в парламенте страны намечено на май. Скорее всего, правительственные бонзы и чиновники из администрации президента будут подгонять депутатов: просить и требовать от них быстрейшего принятия предложенных поправок.
Ничего не имея против подобного «подбадривания» со стороны исполнительной власти, хочу все же сказать о том, что, по мнению экспертов, предложенные законодательные поправки, — достаточно сырые и не во всем продуманные. К сожалению, алгоритм составления подобных «отраслевых» законов в республике сложился очень жесткий и не очень эффективный. Согласно ему, каждое ведомство просто и тупо лоббирует свои тактические интересы, мало задумываясь о перспективе. Надо «содрать» сегодня еще больше налогов, — сдерем! Надо «поприжать» отдельных инвесторов, чтобы те стали сговорчивей, — поприжмем. Надо найти новые деньги для строительства новой столицы, — найдем! И т.д.
Но, извините, все это, — отнюдь не стратегические проблемы, которые надо решать законодательно. Это проблемы исполнительной власти, которые она хочет решить за счет участников хозяйственных отношений в республике. При этом там — в этой власти, мало кто задумывается о том, что государство в первую очередь, должно восстановить свои функции по управлению природными ресурсами страны. А, во-вторых, сократить затраты первичных ресурсов на производство конечной продукции.
Подобные задачи, — это не теоретические пожелания научных мужей. Это — единственный способ для Казахстана не стать сырьевым придатком цивилизованного мира. Поэтому, если уж и повышать налоговые сборы с нефтяных и газовых компаний, то только на вывоз ими сырой продукции. Для того чтобы стимулировать их помощь нашей республике в создании собственной нефтеперерабатывающей промышленности.
Почти что то же самое можно посоветовать разработчикам новшеств в казахстанском недропользовании и по многим другим вопросам. А главное, бюрократическим новаторам надо забыть о своих сиюминутных ведомственных проблемах. И на всю жизнь запомнить, что вопрос о недропользовании — это сугубо ПОЛИТИЧЕСКАЯ категория. Которая касается всей дальнейшей судьбы нашего государства…
Top Secret! Или глупые игры в прятки
Сегодня же государство никак не может добиться того, чтобы за экологию регионов отвечали компании, добывающие там углеводороды. Кстати говоря, государство наше сейчас даже не в состоянии четко контролировать эту ответственность. Тем более, этого не может сделать общественность, — многие данные в сфере недропользования, почему-то, засекречены. Гриф «Совершенно секретно» так и висит над казахстанскими углеводородами.
Что и говорить, развитие сырьевых отраслей — это основной фактор развития экономики нашей республики и сегодня, и завтра, и послезавтра. Но глупая засекреченность многих вопросов, связанных с минерально-сырьевым комплексом республики, ставит государственных чиновников в положение декабристов, которые, как вы помните, хотели помочь стране, но были страшно далеки от народа. Видимо оторванность от нужд своих простых сограждан, — и есть главная проблема нынешних составителей наших законов. Причем, всех.
Тем более, не умно скрывать экономические, технические, экологические etc. данные, связанные с углерододобычей, в современных условиях, когда промышленный шпионаж в цивилизованном мире развит настолько, что на планете, видимо, только мы — казахстанцы и не знаем толком, что же у нас происходит в недрах.
Напомню, что новшества в законодательстве по недропользованию в нашем парламенте начнут обсуждать уже в мае. А до него осталось — всего ничего. И, если исполнительная власть не прислушается к ученым и экспертам, то совсем скоро мы рискуем получить еще один правовой суррогат, который не даст заработать ни инвесторам, ни государству. Тому самому государству, в котором мы с вами, все вместе, имеем честь проживать.
Американцы нас не топчут. Пока
Из других событий недели отмечу выступление госсекретаря тире министра иностранных дел Касымжомарта Токаева в парламенте республики на так называемом «правительственном часе». Правда, какое отношение теперь г-н Токаев имеет к правительству, — до сих пор не очень ясно. Вроде он там и на заседаниях не появляется часто, и с президентом в официальные визиты, как глава МИДа, не отправляется. Пример тому, состоявшаяся 23 апреля встреча пяти руководителей Прикаспийских стран в Ашхабаде. Около нашего президента сидел вице-премьер г-н Масимов, а за ним вице-министр иностранных дел г-н Идрисов.
Впрочем, не об этом сейчас речь. Речь о «правительственном часе», — эдакой забавной депутатской игре, которая дает им возможность чувствовать себя у самого что ни на есть горнила власти. Парламентарии иногда на этих «часах» даже выгоняют журналистов, — мол, посекретничать хотим с очередным правительственным начальником. А начальник потом выходит из зала и говорит, что ни о чем ТАКОМ он с депутатами не говорил.
С госсекретарем в парламенте на этот раз за час не разобрались. Вернее сказать: «не наслушались». Говорил Касымжомарт Кемелевич много, уверенно. Про то, что Казахстан теперь не провинциальный игрок на мировом политическом поле; про то, что у нас хорошие отношения со всеми главными игроками; про то, как важно нам участвовать в международной антитеррористической операции; про то, как он против двойного гражданства; про то, что надо дать достойный ответ всем тем, кто выступает с нападками на Казахстан, преследуя при этом корыстные цели.
Но и парламентарии наши не лыком шиты. У себя в «домашних» стенах, — они тоже уверены, хотя и не очень спокойны. Поэтому они забросали главу внешнеполитического ведомства страны тире ее же госсекретаря разными вопросами. Особенно мне понравились слова депутата Валерьяна Землянова (который в последнее время уверенно приближается к харизме своего российского коллеги Владимира Жириновского) про то, что: « с каждым днем мы впускаем все дальше американского солдата топтать территорию Казахстана«. На что г-н Токаев тут же отреагировал так: «американцы казахстанскую землю не топчут, если исключить военного атташе американского посольства«. Парламентарии атташе исключили, но не все после этого успокоились. Благо, что нынешний министр иностранных дел у нас — дипломат с огромным опытом, причем еще с советским опытом ведения «иностранного хозяйства».
Другое дело, что, выпав из под дипломатических чар, отдельные депутаты очнулись. А очнувшись стали бомбардировать вопросами и запросами по тем темам, кои они обсудили с госсекретарем. Так Валентин Макалкин, тщательно осмыслив сказанную г-ном Токаевым информацию об 1 миллионе казахстанцев, имеющих еще и гражданство Российской Федерации, данный депутат потребовал подумать об этом факте еще и премьер-министра РК Имангали Тасмагамбетова. Его очень заинтересовало количественный, а главное, — качественный состав подобных своих сограждан. Ведь по нашей Конституции двойное гражданство не допускается…
Инспекции, к которым уже привыкают
Но премьер не стал думать о «двойниках». Он уехал в Западно-Казахстанскую и Мангистаускую области. С очередной инспекцией. К этим мероприятиям стали уже привыкать. Как и к тому, что новый глава правительства относиться к этим поездкам очень серьезно. И на месте пытается разобраться до конца в каждом заинтересовавшем его вопросе.
Только пока, даже приближенные премьера не могут разобраться в том, что же на самом деле сегодня интересует лидера правительства? Но ничего, не долго осталось ждать.
Два повода загрустить
Перед тем, как уехать в Актау, г-н Тасмагамбетов успел провести во вторник очередное заседание правительства, а в среду — заседание бюджетной комиссии. И, скорее всего, там он сильно расстроился. На правительственном мероприятии — из-за того, что ему пришлось во всеуслышание объявить о том, что в I-м квартале 2002 года в республике произошло «практически двукратное снижение уровня прироста инвестиций». На бюджетной комиссии — из-за того, что был вынужден сказать о внедрении обязательного медицинского страхования только, как о деле будущего (не ранее 2005 года).
Причем, в первом случае г-на Тасмагамбетова больше расстроил даже не тот факт, что, к примеру, в прошлом году уровень инвестиций в основной капитал был 12 процентов, а три месяца текущего года он дополз только до 9,7 процентов. Ему было неприятно от того, что подобное снижение произошло в месяцы «правления» именно его команды. И сразу возникает вопрос: а сегодняшнее правительство — это действительно команда единомышленников? Или это, все-таки, что-то такое аморфное, переходное и очень временное?..
Вторая премьерская «бяка» связана с когда-то любимым детищем тогда еще вице-премьера РК — медицинским страхованием. Скандалы вокруг и примеры воровства внутри Фонда обязательного медицинского страхования республики до сих пор сотрясают казахстанское общество. Но, зная характер г-на Тасмагамбетова можно предположить, что негативное общественное мнение на счет медстрахования не остановило бы его повторной попытки внедрить новую систему подобного страхования. Все здесь «уперлось» совсем другое.
А именно, в то, что в стране до сих пор не разобрались с децентрализацией и разноуровневыми бюджетами, да и необходимых объемов финансирования такой реформы у государства до 2005 года не предвидится. До этого срока и отложена медицинско-страховая реформа.
Стальной войне — мы скажем «Жок»!
Но не все так плохо у нас, как пишет абсолютно независимая пресса республики. Вот, например, некоторые «стальные» проблемы у нашей страны начинают отходить…, ну, не на второй, но, все-таки уже и не первый план.
Все началось с сообщения о решении Евросоюза исключить Казахстан из списка стран, в отношении стальной продукции которых применяются защитные меры. Если вы помните, то подобный список и подобные меры были введены в пику увеличению США в начале нынешнего года своих импортных пошлин для защиты внутреннего рынка стали. Европейцы тогда осерчали шибко. Обиделись даже. Да и жахнули собственные «защитные меры» для европейского рынка.
Как мы попали в список «анти-стальных» для ЕС стран, — отдельная история. Это еще надо было постараться, чтобы туда попасть. Потому что в Европе у нас есть фактически только два серьезных покупателя: Италия (44,6 процента от общего объема казахстанских поставок стали в ЕС) и Великобритания (44 процента). При этом общий объем экспорта нашей стали туда составил в прошлом году только около 35 тысяч тонн. Согласитесь, ни европейцам, ни нам обижаться и ссориться из-за такой незначительной цифры глупо.
В Европе это поняли на этой неделе.
Еще одной благой вестью стало решение двух министров: казахстанского министра экономики и торговли Мажита Есенбаева и российского министра экономического развития и торговли Германа Грефа, — о создании рабочей комиссии по вопросам развития взаимной торговли, а также применения совместных защитных мер на увеличение импортных пошлин на сталелитейную продукцию в США. Благодаря этому появилась реальная возможность наши проблемы с поставкой в Россию стали, которые возникли после недавнего введения Москвой повышенных таможенных пошлин на сталелитейную продукцию.
И здесь есть: о чем говорить и о чем договариваться. Потому что в Европу мы в 2001 году вывезли стали на сумму $4,5 миллиона, а в Россию за тот же период, — на $128,9 миллиона. Разница ощутимая!
Послание года
По всем раскладам, в самом начале следующей недели президент страны должен выступить со своим ежегодным посланием народу республики. Интерес к его содержанию дошел уже до самого предела. Надеюсь, что на следующей неделе такой же высокой точки достигнет и степень обсуждения, предложенных главой государства путей движения нашего государства.
До свидания.