Халатность или мошенничество? - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+23 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Халатность или мошенничество?

Халатность или мошенничество?

Многодетная семья Конахбаевых из Темиртау купила квартиру. Сделка была оформлена по всем правилам, документы нотариус проверила, через ЦОН зарегистрировано право собственности. Когда же в квартире был сделан ремонт, уплачены все долги, свои права на нее заявила… еще одна семья.

  • 19 Октября 2012
  • 3497
Фото - Caravan.kz

Светлые надежды

Самое страшное, что в подобной ситуации может оказаться любой казахстанец! Семья Конахбаевых – тому пример. В 2007 году по госпрограмме помощи оралманам они получили 8 тысяч долларов на покупку жилья.

– “Караван” – наша последняя надежда, что нас услышат! – говорит хозяйка квартиры Рашида КОНАХБАЕВА. – По объявлению в газете мы нашли квартиру. Мужчина назвался Канатом, показал документы. Квартира была в заброшенном состоянии – не было радиаторов отопления, сантехники… Потолки облупились, нужно было вставлять стекла… Хозяин просил 11 тысяч, но мы объяснили, что у нас только 8, а еще надо ремонт делать. Он согласился. Нотариус сказала – все документы в порядке. В ее присутствии 15 ноября 2007 года мы расплатились с продавцом, подписали договор купли-продажи. Затем в ЦОНе оформили квартиру на себя, заплатили все долги по коммунальным платежам.

Удар, откуда не ждали

Полгода семья Конахбаевых делала в квартире ремонт. За это время, по их словам, никто не заявлял на квартиру свои права.

– Потом вдруг в 2009 году нам говорят об исковом заявлении от жительницы Темиртау Айгуль А., – продолжает Рашида. – Мы вообще ничего не могли понять, ведь все зарегистрировали как надо!

Однако истица просила признать недействительным договор купли-продажи между Рашидой Конахбаевой и Канатом Диканбаевым, а также между ним и предыдущими владельцами квартиры. Как следует из решения Темиртауского городского суда, на судебном заседании Айгуль А. заявила, что в октябре 2007 года она купила эту квартиру. Но сразу потеряла договор купли-продажи. Примерно через неделю получила дубликат у нотариуса. А когда подала документы в ЦОН на право регистрации собственности, получила отказ. Якобы документы были представлены не полностью.

Айгуль утверждает, что бывшие хозяева продали квартиру ей и никакой сделки между ними и Диканбаевым не заключалось!

Подпись-то – липовая!

При опросе нотариуса, заключившего сделку между Рашидой и Канатом Диканбаевым, выяснилось: подлинность представленного продавцом договора купли-продажи на его имя была проверена через ультрафиолетовый аппарат. И никаких подчисток, исправлений не было. А спустя год, когда нотариус разбирала свой архив, она обнаружила, что на тексте договора появились какие-то желтые пятна и разводы. Экспертиза доказала: первоначальные данные хозяина квартиры были вытравлены, вместо них вписана фамилия Диканбаев.

Попытка вызвать его в суд провалилась: он не проживал по указанному адресу. Хотя все фигуранты дела знают, где он живет, но не исключают того, что оставаться невидимым для суда и прокуратуры ему позволяет бывшая связь с правоохранительными органами. Опросить первых владельцев квартиры тоже не представилось возможным – они переехали в Украину. И неясно даже, находились ли они во время продажи квартиры в нашей стране или нет. Словом, замкнутый круг!

Помочь некому?

У защиты семьи Конахбаевых множество вопросов, в том числе к органам юстиции Темиртау. Как они зарегистрировали право собственности за Канатом Диканбаевым, если у бывшей владелицы квартиры Соколовой были проблемы с документами? Точнее, доля ее супруга, подаренная жене, не была зарегистрирована в органах юстиции. При продаже квартиры ЦОН должен был обратить на это внимание.

– На суде представитель департамента юстиции подтвердил: одна треть за Соколовой не была зарегистрирована, – говорит представитель интересов в суде семьи Конахбаевых Татьяна Юрьевна. – Как была произведена незаконная регистрация права собственности, пояснить не смог. Сказал, что ее произвел сотрудник, который уже уволен. Почему же Конахбаевой суд отказал в добросовестности приобретения имущества? Она знать не могла, что документы поддельные! Мы написали письма в Генеральную прокуратуру, обратились в областной суд с апелляционной жалобой.

Напрашивается и другой вопрос: почему государственные органы в данном случае не бьют во все колокола? Ведь добросовестная покупательница стала жертвой обмана! И теперь семья из восьми человек может остаться на улице…

P. S. Комментарий юриста Светланы ШАМЫЧКОВОЙ:

“Все чаще возникают ситуации, когда не только недобросовестность продавцов, но и действия нотариусов, работников органов юстиции и даже судей приводят к тому, что крайними остаются обычные люди. В таких историях – налицо коррупционные действия чиновников. Именно они должны быть в ответе за то, что такие объекты недвижимости попадают в оборот”.