Кем мечтают стать дети трудовых мигрантов в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кем мечтают стать дети трудовых мигрантов в Казахстане

Кем мечтают стать дети трудовых мигрантов в Казахстане

Чингизу 41 год, девять лет назад он приехал из Ошской области Киргизии на заработки в казахстанскую столицу. В Астане мужчина трудится на трех работах – на автомойке и в двух КСК. За все это время глава семейства построил дом в родной стране, куда собирается вернуться. Правда, когда именно – не знает…

  • 13 Сентября 2016
  • 2045
Фото - Caravan.kz

Если верить официальной статистике, киргизов по миру разбросано около миллиона, порядка 300 тысяч приняли новое гражданство.

Большая часть киргизских граждан из числа трудовых мигрантов – 600 тысяч – трудится в России. В первую очередь в Москве, где недавно произошла трагедия, которая унесла жизни 14 женщин из Киргизии, работавших в типографии.

Об этой трагедии Чингиз узнал от соотечественников, с которыми поддерживает связь в Астане, – телевизор мужчине смотреть некогда, как и сидеть в Интернете.

– С утра до позднего вечера я работаю сначала на мойке, потом убираю территорию двух КСК. На мойке работают еще трое моих земляков, я у них за старшего. В месяц выходит примерно 100 тысяч тенге. Недавно купил дом на севере Киргизии, хотя сам я с юга, просто на севере ситуация лучше: и школ больше, и здравоохранение нормальное. Мне ведь младших дочек в школу отдавать надо, а всего их у меня пятеро. Одна из дочерей тоже в Астане работает, наращивает ресницы, вышла замуж. Другая – в Санкт-Петербурге, техничкой трудится. Жена с моими престарелыми родителями в Киргизии. Сам я на жилье экономлю – живу там же, где работаю. Три месяца нахожусь в Астане, один – у себя на родине, – рассказывает нам Чингиз.

На судьбу гастарбайтер не ропщет, просто каждый день делает свою работу и надеется когда-нибудь вернуться в родные края – уже навсегда. Русский язык Чингиз знает плохо, и вести разговор нам помогает его бывший соотечественник, ныне – гражданин Казахстана, председатель киргизского этнокультурного объединения в Астане Шавкат ИСМАИЛОВ.

В прошлом году он вместе с коллегами запустил центр по поддержке и обучению трудовых мигрантов.

– По нашим оценкам, в Казахстане сейчас находится от 70 до 100 тысяч трудовых мигрантов из Киргизии. Они задействованы как на сезонных работах в сельском хозяйстве и строительстве, так и на постоянной основе в домашних хозяйствах. В нашем центре мы помогаем мигрантам из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, с некоторых пор – украинцам. Бывает, приезжие годами ходят – не могут понять, куда им обращаться. Мы консультируем их по различным правовым, социальным вопросам, помогаем восстановить документы, продлить разрешение на работу. С начала проекта предоставили такую помощь 1 600 мигрантам. Задействованы в этой работе и волонтеры, аутрич-работники, – говорит Шавкат Исмаилов.

За прошедшие полгода 80 трудовых мигрантов прошли обучение в центре специальности няня, 90 стали гувернантками, 30 – кухонными работниками.

– С сентября мы начинаем комплексный курс, куда войдут занятия по правовому ликбезу и ведению домашнего хозяйства: санитарные требования к закупке продуктов, технология приготовления пищи, сервировка стола, глажка, стирка. Поскольку чаще всего трудовые мигранты направляются в казахские семьи, мы акцентируем внимание на приготовлении казахских национальных блюд, – делится руководитель проекта по оказанию помощи трудовым мигрантам.

Разделяя горечь родного народа от недавней трагедии в Москве, Шавкат Исмаилов отмечает:

– Подобные трагедии – не редкость в России, и каждый раз они актуализируют проблемы трудовых мигрантов: незаконное использование иностранной рабочей силы, нарушение техники безопасности при организации работы мигрантов, отсутствие элементарных условий жизни для них. Одна из острейших проблем – миграция молодежи. В пожаре в московской типографии погибли ведь в основном молодые девушки. Если бы была работа в родной стране, пусть за меньшую плату, вряд ли наши соотечественники уехали бы на чужую землю.

По данным Национального банка Киргизии, в 2014 году в страну поступило 2 миллиарда долларов от мигрантов, и они трактовались как деньги, поступившие от переводов.

– Эта сумма составила около 30 процентов от ВВП Киргизии, и руководство страны отмечало, что эти деньги являются большой статьей доходов, а потому оно считает одним из приоритетов содействие развитию трудовой миграции. Вступление страны в ЕАЭС в связи с этим власти также засчитали себе плюсом. Да, упростились процедуры найма киргизских граждан на работу в странах-участницах, но ведь ключевые вопросы не решились, – говорит Шавкат Исмаилов.

Помимо уже перечисленных проблем это и трудовое рабство.

– В этом году, например, при нашем участии из такой неволи были вызволены шестеро трудовых мигрантов. В апреле мне поступил сигнал о том, что больше двух лет в центре Астаны в трудовом рабстве содержались узбекские мигранты. Трое мужчин и женщина работали в лепешечном цеху, не видя – в прямом смысле – света белого. После освобождения женщина, очутившись на свежем воздухе, упала в обморок… – вспоминает наш собеседник.

Однако, как признается Исмаилов, уголовные дела по подобным фактам чаще всего ничем не заканчиваются. Почему – тема для отдельного разговора.

– Вопросы миграции тесно связаны с социальной стабильностью, причем в самой стране-доноре, откуда исходят мигранты, и стране, куда мигранты прибывают. Поэтому наш центр намерен повысить эффективность взаимодействия с госорганами в этом направлении. В составе рабочей группы акимата столицы мы подготовили и направили в парламент предложение о рассмотрении и решении вопросов трудовых мигрантов на уровне маслихатов и акиматов, что позволит более оперативно решать вопросы. Также необходимо включить в госзаказ хотя бы информирование трудовых мигрантов через управления занятости и соцпрограмм об основных правах и обязанностях в стране пребывания. Ну и, в конечном счете, мы хотим изменить стигму в отношении мигрантов. Мигрантофобия в Казахстане не такая явная, как, например, в России, но она есть, пусть и в латентной форме, – считает Шавкат Исмаилов.

В конце разговора наш собеседник задался вопросом, который, пожалуй, вскрывает всю глубину этого сложного вопроса.

В Астане сегодня учится порядка 600 детей киргизских мигрантов, также мы организовали воскресную школу. Я смотрю на этих детей и понимаю: проблема мигрантов – это проблема не только сегодняшнего дня, но и дня завтрашнего, и далекого будущего. Сын врача становится врачом, а кем мечтают стать дети мигрантов? Они говорят, что поедут в Россию и будут работать там – так же, как и их отцы. А это уже вопросы национальной безопасности самой Киргизии, – заключил Шавкат Исмаилов.

Астана