Каждый ребёнок должен жить в семье - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Каждый ребёнок должен жить в семье

Каждый ребёнок должен жить в семье

В преддверии Всемирного дня защиты детей со всех экранов и из всех динамиков несутся громкие слова о том, как маленьким гражданам нужна помощь взрослых.

  • 28 Мая 2014
  • 4164
Фото - Caravan.kz

Счастливое детство с мамой и папой рядом для некоторых детей неисполнимая мечта. Около 80% воспитанников детских домов не подлежат усыновлению, но и им нужны забота, внимание и семья.

Вот уже несколько лет каждое воскресенье зрителям КТК рассказывают о тех, кому судьба не дала самого главного и важного в жизни – близких людей, которых так хочется назвать «мама» и «папа». Благодаря этому проекту из детских домов забрали несколько сотен детей. Главная цель программы «Дорога домой» – каждый ребёнок должен жить в семье – положила начало созданию общественного движения с одноимённым названием. В январе 2013 года инициативная группа неравнодушных людей приступила к работе по созданию в Казахстане такой системы социальной защиты детства, при которой каждый ребёнок сможет реализовать своё право жить и воспитываться в семье.

Многие сотрудники канала являются членами общественного движения. В том числе продюсер телепроекта «Дорога домой» Марианна Гурина.

– Можно сказать, что мы начали работать с подачи КТК. Мы – волонтёрское движение. У всех наших сотрудников есть основная работа и в свободное время они работают в нашем проекте. Может быть, поэтому мы движемся не так быстро к цели, как хотелось бы, – рассказывает руководитель общественного движения «Ребёнок должен жить в семье» Шолпан Байболова. – Наша основная цель, чтобы в Казахстане не было детских домов. Мы хотим реформировать систему попечения. Понятно, что мы не можем сделать так, чтобы сирот не было вообще, но можно изменить систему. Последовать примеру Запада и сделать так, чтобы дети не помещались в детские дома.

ПРОФИЛАКТИКА СИРОТСТВА

По мнению г-жи Байболовой, в Казахстане необходимо сделать упор на профилактику сиротства. И в первую очередь развивать систему помощи семьям в трудных жизненных ситуациях. В зоне риска находятся семьи, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией, малоимущие семьи. Например, семья лишилась средств к существованию. Социальные работники, психологи оказывают необходимую помощь. Ситуация нормализуется, и ребёнок остаётся в семье. Кроме того, необходима профилактика отказов от новорождённых. В общественном движении считают, что профилактические работы помогут снизить количество детских домов на 50%.

– Если мы будем делать упор только на то, чтобы детей из детских домов усыновляли, то не решим проблему. Нужно сделать так, чтобы дети не попадали в детские дома. Ведь ежегодно эти учреждения пополняются двумя тысячами детей. Это статистика ЮНИСЕФ, наши официальные органы стараются не публиковать такого рода данные, – рассказывает руководитель движения.

В обществе существует стереотип, что дети, которые находятся в детских домах, это в основном дети алкоголиков и наркоманов. На самом деле это не так. Ни одна семья не застрахована от того, чтобы оказаться в трудной жизненной ситуации.

– Мы в своей работе наблюдали подобные случаи. Абсолютно благополучная семья, но в ней кто-то внезапно тяжело заболевает, умирает. И ребёнок остаётся один, – вспоминает Шолпан Байболова.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ  ОПЕКИ

В общественном движении «Ребёнок должен жить в семье» считают, что необходимо больше внимания уделять альтернативным формам опеки над детьми. Практически все знают, что существует усыновление. Но уже меньше людей осведомлены об опеке, попечительстве. И ведь взять ребёнка под опеку гораздо проще, чем усыновить его. Но в Казахстане почему-то так повелось, что под опеку и попечительство детей берут в основном родственники, хотя по закону могут абсолютно все. Такое явление, как патронатная форма опеки, появилось в стране не так давно, где-то в начале нулевых. К сожалению, она практически не развивается.

Однако в стране уже немало семей, которые берут несколько детей под патронат. Некоторые берут и на усыновление, и под патронат. Именно такие семьи и называют «детские дома семейного типа». Такие детские дома законодательно были закреплены буквально в прошлом году. Фактически это многодетные семьи с приёмными детьми. Но при условии, что такой детский дом оформлен официально, государство таким семьям обязано помогать вплоть до выплаты коммунальных платежей. Но минус в том, что семейные детские дома подлежат различным проверкам так же, как государственные.

– В Капшагае есть одна семья, где достаточно много детей. Я их спрашивала, почему они не хотят оформиться как детский дом семейного типа. Ведь это дополнительная помощь от государства. Но им спокойней быть просто семьёй, – рассказывает Шолпан Байболова. – Были уже такие прецеденты, когда люди оформляли детский дом семейного типа и их просто изматывают проверками. Понятно, что такая ситуация не везде, но есть регионы, где подобное случается.

ХОТЬ НЕ РОДНАЯ, НО СЕМЬЯ

Альтернативные формы опеки крайне важны, потому что усыновлению подлежит очень ограниченное количество детей. У ребёнка, подлежащего усыновлению, либо нет родителей, либо они лишены родительских прав. Патронатная форма используется исключительно для временного помещения ребёнка в семью. Основная задача патроната не найти новую, а помочь вернуться в родную семью.

– Патронат существует для того, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях, чтобы он не жил в интернате или детском доме, а воспитывался хоть и в неродной, но в семье. Как это работает на Западе: допустим, в семье произошёл некий кризис. Ребёнка на какой-то период определяют в патронатную семью, в это время социальные работники, психологи работают с его родной семьёй, помогают ей выйти из кризиса. Если выход невозможен, то только в этом случае ребёнку ищут замещающую семью – усыновителя или опекунов, – рассказывает руководитель общественного движения. – К сожалению, пока в нашей стране патронат либо дублирует опеку, либо используется как скрытое усыновление.

ШКОЛА ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

В общественном движении «Ребёнок должен жить в семье» считают, что, помимо профилактической работы, в Казахстане нужны школы приёмных родителей. С людьми, которые хотят взять на воспитание ребёнка, должны общаться психолог, социальный работник. Психолог должен побеседовать с потенциальными приёмными родителями, понять, готовы ли они к этому шагу, обучить их, как взаимодействовать с ребёнком, какие могут возникнуть нюансы, сложности. И после усыновления периодически посещать эту семью, смотреть, в каких условиях живёт ребёнок. Ведь никто не проверит, может быть, человек ребёнка взял на эмоциях, а спустя какое-то время он одумается и вернёт его в детский дом. А так как в стране действует тайна усыновления, никто не проверяет, как живётся усыновлённому ребёнку в новой семье.


КТК не первый год вручает премию "Народный герой"
ИНТЕРЕСЫ РЕБЁНКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО

На Западе считают, что все вопросы, в том числе усыновления, должны решаться в интересах прежде всего самого ребёнка. В Казахстане на сегодня ювенальная юстиция пока ещё выполняет роль жандарма.

– Небольшой пример, как работает отечественная ювенальная юстиция. Женщина запила, её дочка в детском саду. Воспитатели не знают, как быть с девочкой, одна из них согласна взять её к себе на несколько дней, пока мама придёт в себя. Но воспитатель не имеет на это права, и пятилетнего ребёнка полицейские забирают в детский дом. Чужие люди приводят девочку в незнакомое место. Представляете, какой это стресс для ребёнка? – рассказывает Шолпан Байболова.

СЛУЖБА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ

Членом общественного движения «Ребёнок должен жить в семье» является детский дом «Ковчег». Это уникальный детский дом, именно на него сейчас равняются многие детские дома семейного типа. Именно этот детский дом стал лауреатом республиканской премии «Народный герой» в 2012 году в номинации «Милосердие». Своё учреждение директор детского дома называет просто: семьёй. Здесь воспитывают около 50 ребят. Уникальность «Ковчега» в том, что его создали не чиновники и не на государственные деньги. Здесь здоровые дети учатся вместе с детьми-инвалидами. На базе «Ковчега» буквально 1 мая была открыта «Служба поддержки семьи», пока это пилотный проект для того, чтобы оказывать реабилитационную и психологическую помощь семьям в кризисе, в первую очередь родителям тех детей, которые воспитываются в «Ковчеге». В дальнейшем опыт этого детского дома станет основой для более глобальной работы в этом направлении.

НАРОДНЫЕ ГЕРОИ

КТК не первый год вручает премию «Народный герой». С момента появления премии её лауреатами стали 35 казахстанцев. Это врачи, учителя, пожарные и обычные люди, которые протягивали руку помощи тем, кто в этом нуждался. В прошлом году «Народный герой» прошёл под девизом «Ребёнок должен жить в семье».

Тогда супруги Туленовы стали лауреатами в номинации «Семья опекунов». Они отважились забрать на воспитание не просто сирот, а детей-инвалидов. В Таразе Туленовых знают все, вот только последовать их примеру не решаются. Зульфия Туленова работала в интернате для детей, больных ДЦП, но не смогла надолго там задержаться, видя, как грустные глаза детей, которые часами сидели у окна и ждали своих родителей. Зульфия решила, что сможет больше помочь этим детям, если возьмёт их к себе домой и заменит им родителей. Семья Туленовых дружная и многонациональная. Казахи, русские, дунгане, киргизы и узбеки. Зульфия говорит, что чужих детей у неё нет: «Взяла бы ещё малышей, вот только здесь уже становится тесно. А у государства просить не привыкла – помогают добрые люди».

В номинации «Семья, усыновившая детей» лауреатом стала семья Есеновых из Иссыка, которые 15 лет назад приняли решение взять ответственность за чужих детей. Первыми были двойняшки, которых супруги усыновили, когда им было всего по месяцу и 20 дней. Всего на воспитании у супругов числятся 30 детей, большинство из которых уже выросли и создали свои семьи. Как попадают к ним дети? Приводят сердобольные люди со словами: «Чем в детский дом, лучше к вам». Бывает, и сами дети приходят. Часть детей усыновлены и носят фамилию Есеновых. Остальные – под опекой или на патронатном воспитании, так как у них есть свои родители, которые не отказались от родительских прав, но которых абсолютно не интересует, как живёт их чадо.

Среди членов общественного движения «Ребёнок должен жить в семье» есть свои герои. Так юрист движения достаточно молодой человек, у которого своя семья, тренировал в детском доме футбольную команду девочек. Они даже призовые места получали. И двух девочек он взял под патронат.

НАЧНИТЕ

Что касается усыновления, в Казахстане есть масса нюансов, так чаще усыновляют младенцев и детей до 5–7 лет. Очень редко усыновляют более взрослых детей. В приёмные семьи чаще берут девочек. А общественность страны больше волнует вопрос усыновления казахстанских детей иностранцами, чем вопросы профилактики сиротства.

– Я не понимаю, почему все так носятся с иностранным усыновлением, – говорит Шолпан Байболова. – Я обращаюсь ко всем: начните делать хоть что-то, чтобы детей, нуждающихся в опеке, стало меньше, чтобы их усыновляли, брали под патронат наши люди. И тогда этот вопрос отпадёт сам собой.

А как можно помочь ребёнку-сироте, который по тем или иным причинам не может быть усыновлён?

В апреле этого года наше движение решило начать проект «Наставничество», потому что реформа системы может длиться годами, а помощь детям нужна уже сейчас. В мировой практике уже с 1904 г. успешно реализуется ряд программ с участием волонтёров, предусматривающих индивидуальное наставничество. Суть заключается в том, что, уделяя ребёнку из ДД несколько часов в месяц в течение года, наставник может значительно повлиять на его будущее. Благодаря доверительным отношениям, возникающим в процессе общения, волонтёр становится для ребёнка источником эмоциональной поддержки и служит положительным примером для подражания. У ребёнка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.

У нас уже есть первые наставники, а проект мы начали с ДД «Ковчег», директор которого Марина Анатольевна предложила такую инициативу: В дни празднования Всемирного дня защиты детей, в последние дни мая – 30 или 31, каждый наш Друг-Наставник возьмёт 1 или 2 ребят и устроит лично для них праздник. Почему не всему «Ковчегу» сразу? «Потому, что мы всегда вместе, всегда более 50 человек, и ребёнок не ощущает праздника для себя. А ведь именно так делают в семье, когда отмечают день рождения одного из членов семьи. Приветствуются разные идеи: от пикника на даче до посещения парка, зоопарка, похода в кино или в бассейн… именно такое общение сделает этот день для наших детей незабываемым!!!».

Мы приглашаем людей, не равнодушных к судьбам детей, оставшихся без попечения родителей, принять участие в нашем проекте «Наставничество», ведь только в одном городе Алматы 3 детских дома…

Подробную информацию о проекте движения "Ребенок должен жить в семье" можно найти здесь.