Почему же так трудно объяснить теоретически, то, что довольно просто на практике?
Родители обычно делятся на две группы: одни говорят правду, учитывая возраст ребенка, вторые прибегают к сказкам о капусте, аистах, магазинах и т.д. Правильно ли сыну-дочери говорить неправду о его появлении на свет, решает каждый для себя сам. Вот только, когда ложь раскрывается, степень доверия ребенка к родителям падает до уровня, описанного в анекдоте:
Вовочка и Машенька подходят к бабушке.
— Бабуль, а как мы на свет появились?
— Тебя, Машенька, в капусте нашли, а тебя, Вовочка, аист принёс.
Дети переглядываются:
— Ну что, Маш, расскажем ей правду или пусть дурой помрёт?
Страшно представить себе переживания малыша после лжерассказа родителей, бабушек и дедушек.
Стандартная ситуация в детском коллективе: ребенок говорит, что его или ее нашли в капусте. Обязательно найдется в группе кто-то, кто будет знать, что малыш попадает к маме в живот, а помогает ей в этом папа.
И как будет выглядеть среди сверстников обманутый ребенок «найденный в капусте»? Каково чувствовать себя обманутым самым дорогим человеком, мамой или папой? А потом родители удивляются, почему дети лгут. Да они у вас, любимых, этому и научились.
Многие родители, дабы избежать объяснений, покупают детям книжки. Сейчас на рынке книжной продукции большой выбор. При желании можно подобрать издание с учетом возрастных и половых особенностей ребенка. Но ведь одной только литературы недостаточно…
Иногда родители надеются, что самое главное правильно смогут донести учителя в школе. Но и здесь свои нюансы. Квалифицированных специалистов по специализированному курсу нет во многих школах. Поэтому уроки нравственного воспитания чаще всего ведут, как факультатив учителя-предметники.
Постепенно новых предметов в школьных программах становится все больше, в том числе посвященных половому воспитанию: валеология, гендерное образование, самопознание.
На Западе преподаватели школ практикуют элементы полового образования, если нет возможности вести отдельно предмет, например, на уроке физкультуры.
Существует ошибочное мнение, что основная цель полового воспитания заключается в том, чтобы уберечь ребенка от нежелательной беременности.
На самом деле это не так. Подросткам важно знать о людях других культур, иметь навыки достижения успеха в коллективе, обладать знаниями самозащиты, уметь заботится друг о друге.
Проведенные исследования на Западе покали, что важную роль играет сексуальное образование в школе. Юноши и девушки одинаково сильно нуждаются в нем. Подросткам сексуальное образование нужно не просто для того, чтобы узнать больше о сексуальности человека, но и потому что во взаимоотношениях полов слишком много риска, начиная с разбитого сердечка и заканчивая половыми инфекциями.
К похожему выводу пришли недавно и кыргызские специалисты. Исследование «Гендерные аспекты ВИЧ/СПИДа (исследование на уровне местных сообществ Кыргызстана)» показало, что на формирование сексуальной культуры кыргызов большое влияние оказал кочевой образ жизни, идеология советского времени, а также в некоторой степени религия.
В результате сложившихся условий традиционной культуры кыргызов, тема секса и сексуальных отношений в обществе до недавнего времени являлась, если не табуированной, то очень интимной.
В данный момент в кыргызском обществе происходит своеобразная сексуальная революция, под воздействием стремительного наступления и проникновения западной культуры.
Это приводит к коренному изменению и пересмотру всех ценностей, принципов, норм, касающихся секса и сексуальных отношений. Причем под видом западной культуры зачастую на телевизионные каналы проникает обыкновенная порнопродукция, пагубно действующая на взрослых и подростков. Она формирует у подростков неверное представление о сексе и часто подталкивает их к вступлению в ранние и беспорядочные половые связи.
Анализ анкет показывает, что подавляющее большинство школьников не удовлетворены состоянием полового воспитания сельской местности.
На вопрос «Удовлетворяет ли Вас состояние полового воспитания подростков в вашей местности?», 55% школьников ответили «нет».
Ответы школьников на вопрос «К кому Вы в основном обращаетесь за информацией по вопросам половых отношений?», приоритеты были распределены следующим образом: друзья (58%), газеты, журналы (45%), видеофильмы (31,8%), мать (23,7%), одноклассники (20,6%), учителя, врачи, медсестры — 18%.
Родителям недостаточно определенных знаний для общения с детьми на тему секса. На вопрос: «Располагают ли Ваши родители достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на ваши вопросы?», — больше половины детей-респондентов ответили «нет, не располагают».
Как показало исследование, в кыргызской сельской семье половым воспитанием детей, в большинстве случаев, занимается мать. Это объясняется тем, что женщина создана для того, чтобы заниматься детьми (распространенный гендерный стереотип). Она их рожает, кормит грудью, всегда рядом, между ними устанавливаются нежные, доверительные отношения, а также женщина выполняет всю работу по дому, создает благоприятные условия для жизнедеятельности семьи.
Мужчина же выполняет работу вне дома и бывает в нем реже и, следовательно, общается с детьми меньше. В этой связи, по мнению мужчин-респондентов, воспитание детей для них не имеет первостепенного значения, для них важнее обеспечить семью материально.
Кроме того, они считают, что мать может разговаривать и влиять как на дочь, так и на сына, а отец — только на сына.
Общеизвестно, что в воспитании детей, особенно в подростковый период, должны принимать участие оба родителя, так как именно в этом возрасте происходит процесс становления личности, в том числе и половое созревание.
Исследование показало, что мужчины участвуют в воспитании детей лишь опосредованно, через мать. Причем они ограничиваются наставлениями и указаниями от случая к случаю.
В кыргызских сельских семьях в основном обсуждаются следующие вопросы:
— личная гигиена;
— изменение голоса, рост груди;
— ИППП, ВИЧ/СПИД и др.
В то же время между родителями и детьми не обсуждаются темы:
— поллюции;
— влечения к противоположному полу и половой жизни;
— методы предохранения от беременности.
Перед тем как написать этот материал, я прочла достаточно большое количество исследований и опросов разных стран мира на тему сексуального воспитания подростков.
И пришла к выводу, что чаще всего данные схожи, независимо от социально-экономического развития страны. Конечно, где-то лучше, где-то хуже, но в целом ситуация везде одинаковая. Вот только подходы к улучшению обстановки разные.
Так, до настоящего времени материалы по сексуальному образованию в основном ориентировались скорее на девушек.
К счастью, картина меняется. Например, американские педагоги применяют метод «круглый аквариум», он заключается в том, что девушки садятся кольцом, а во внешний круг садятся юноши. Девушки задают друг другу вопросы и честно на них отвечают, а юноши в это время молчат. Во внешнем круге не разрешается разговаривать: нужно учится наблюдать за происходящим со стороны. Затем юноши и девушки меняются местами. Многим подобный опыт помогает решать важные проблемы.
В Казахстане активно внедряется в систему образования гендерная тематика. Преподаватели Казахского Государственного Женского Педагогического Института разрабатывают программы гендерного обучения для дошкольных учреждений.
Курс гендерного образования читается в нескольких ВУЗах Алматы. Так же открываются новые специальности на педагогических факультетах, например социальный педагог-психолог. 4 года студенты учатся работать с разными социальными группами (инвалиды, сироты). Получают дипломы, приходят в школу, а директоры смотрят на молодых специалистов, как, сами знаете какое животное, на новые ворота.
Школьный менталитет не всегда успевает за прогрессом, поэтому социальных педагогов определяют в приемную директора, нагружая бумажной работой. Вот так и остаются в теории новые знания, которые могут научить подростков делать правильный выбор, занимаясь построением межличностных отношений, узнать, как обратить на себя внимание понравившегося человека…
Остается надеяться, что со временем отношение к проблеме полового воспитания изменится не только в системе образования, но и со стороны родителей.
А пока педагоги — новаторы казахстанских школ пытаются разнообразить существующие школьные методики, идя на встречу потребностям своих учеников.
Электронный адрес автора: dana_ceitova@mail.ru