На прошлой неделе Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК рассказало об итогах аукциона по присвоению полос радиочастот для 5G. Торги проводились на площадке информационной системы «gosreestr.kz». Первый лот предлагался в полосах радиочастот 3600-3700 МГц (100 МГц), второй – в диапазоне 3700-3800 МГц (100 МГц). Начальная цена каждого лота составила 1,76 млрд тенге.
В результате цена первого лота увеличилась до 62,7 млрд тенге, а предложение за второй составило рекордные 93,4 млрд тенге. Победителем стал консорциум в лице АО «Кселл» и ТОО «Мобайл Телеком Сервис», известный под брендами «Теле 2» и «Алтел», рассказали в пресс-службе ведомства.
Говоря простым языком, два лота у государства, общая стоимость которых составила довольно внушительные 156 млрд тенге, выкупили госоператоры, состоящие в группе «Казахтелеком».
Эта ситуация вызвала волну обсуждений в общественности, а в определенной степени — и некое негодование.
Подробнее – в сегодняшнем материале Caravan.kz.
Для начала давайте обратим внимание, как на результаты торгов отреагировали в антимонопьной структуре. Накануне первый зампред Агентства по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов на брифинге в СЦК дал ответ на вопрос о том, нет ли, по его мнению, монопольной составляющей в победе госоператора в конкурсе по 5G, и в первую очередь рассказал о минусах итогов аукциона.
Доллар за 500: финансовую систему Казахстана в 2023-м может ожидать сильный удар
«Не полностью нас итоги конкурса удовлетворяют. В первую очередь мы видим дальнейшие риски монополизации. Мы лишились, во-первых, возможности появления на этом рынке частного оператора. Лишились частных инвестиций, поскольку дальше эти инвестиции по внедрению 5G будут осуществляться госкомпанией. Третий момент – возникают риски того, что внедрение 5G будет осуществляться за счет повышения тарифов. Для того, чтобы этого не произошло, мы будем мониторить ситуацию, действия операторов по тарифообразованию», — сказал Рустам Ахметов.
Спикер добавил, что антимонопольное ведомство уже дало соответствующие рекомендации профильному министерству. «Пока озвучить не могу. Но позиция есть, мы ее внесли официально», — обозначил Ахметов.
В целом же, по его словам, в Казахстане впервые состоялся конкурс на распределение радиочастотного спектра, что, по мнению спикера, открывает равный доступ к ограниченному госресурсу. Также из позитивных моментов зампред Агентства выделил тот факт, что государство благодаря этому конкурсу начало работу по внедрению инфраструктуры 5G, а бюджет страны пополнился на 150 млрд тенге.
Что можно отметить, кроме тревожных оценок АЗРК? Пожалуй, тот момент, что к «Казахтелекому» у рядовых казахстанских пользователей время от времени (если не постоянно) возникают вопросы касательно элементарного качества связи. И на этом фоне, когда казахстанцы регулярно жалуются на, казалось бы, очень банальные вещи, новости о выигрыше лотов по 5G даже вызывают улыбку на лице. Вот лишь последние из жалоб казахстанцев, опубликованных в соцсетях:
Теперь давайте взглянем на то, что говорят представители экспертной среды.
«Мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус» – так, по мнению проректора по социально-культурному развитию Кокшетауского государственного университета имени Шокана Уалиханова и общественника Галыма Байтука, получилось с консорциумом ТОО «Мобайл Телеком Сервис» АО «Кселл», «который не дал другим игрокам зайти на наш рынок связи, лихорадочно выкупив на аукционе две радиочастоты 5G на аукционе, проведенном МЦРИАП».
«Олигополия мобильной связи заплатила за два лота баснословные 156 миллиардов тенге, которые поступят в бюджет и будут направлены Минцифрой на реализацию нового национального проекта «Доступный Интернет». Браво…
А представьте, возможно ли было такое еще пять лет назад, когда распределение частот проводилось келейно в кабинетах? Сколько бы из нынешних 156 млрд тогда дошли бы до бюджета?
Жаль, конечно, что не зашли новые игроки. С другой стороны, министр Багдат Мусин сыграл красиво, практически заставив «Казахтелеком» и ко заплатить 156 млрд тенге в бюджет», — отметил Байтук.
По его словам, теперь важно, чтобы эти деньги круговоротом, через разные программы, субсидии и государственные «хотелки» не вернулись к «Казахтелекому».
Также общественник призвал главу Минцифры Мусина обратить на это внимание и высказал надежду, что компании мобильной связи не отыграются на клиентах, как всегда, взвинтив тарифы.
«Фактически главным отличием «Новой экономической политики» от «Старой» является слово «демонополизация», — подчеркнул известный казахстанский экономист Мурат Темирханов.
Например, «Казахтелеком» – яркий пример того, что очень часто государство и национальные холдинги говорят и планируют одно, но делают полностью противоположное. В этом случае частные инициативы и конкуренция были заменены на государственный монополизм, в результате чего страдают потребители и развитие экономики Казахстана.
Почти 30 тысяч казахстанских чиновников скрывают свои активы за рубежом
Демонополизация телекоммуникационного рынка (а это значит демонополизация «Казахтелекома») имеет долгую историю. Она была запущена в конце 2003 года после принятия программы либерализации рынка связи. В 2006 году власти вообще собирались разделить КТ на несколько частей (по аналогии с тем, как это делалось в США), чтобы устранить монополию во всех сегментах рынка, либерализовать рынок и дать легкий доступ на него частным инвесторам. Однако этого так и не было сделано».
Затем, обращает внимание эксперт, начиная с 2010 года в Казахстан начали активно заходить частные иностранные операторы мобильной телефонной связи. В результате выросла конкуренция, что привело снижению тарифов, росту качества связи и быстрому расширению сети сотовой связи – без какого-либо участия государства. В то время сектор мобильной связи стал прекрасным примером того, как рыночные отношения позитивно влияют на рост и технологическое развитие экономики.
«Однако, в полном противоречии с антимонопольным законодательством и программой приватизации и разгосударствления экономики, в конце 2018-го «Казахтелеком» неожиданно приобрел 75 % акций Kcell. А в мае 2019 года эта госкомпания заключила соглашение с Tele2 на покупку 49 % в совместном предприятии. В результате доля рынка "Казахтелекома" в мобильной связи сразу же после этих сделок стала в районе 80 %. Как результат, начался быстрый рост тарифов и ухудшение качества связи.
Теперь вместо того, чтобы демонополизировать сектор сотовой связи, правительство решило углубить монополию «Казахтелекома». Так, в конце прошлой недели было объявлено, что консорциум операторов сотовой, которые контролируются "Казахтелекомом", выиграли торги на радиочастотные диапазоны для технологии 5G. То есть вместо демонополизации «Казахтелеком» сосредоточил у себя ещё больше монополии, став единственным обладателем частот 5G», — резюмировал Темирханов.
Что еще можно вынести в заключение? Да, идти в ногу со временем и не отставать от бешеных темпов технологического развития всего мира – это, бесспорно, крайне важный и даже необходимый процесс, но вместе с этим вопросов, пожалуй, больше, чем ответов.