По словам главы ЕАБР, лишь небольшому количеству стран удается вырваться из накатанной колеи экономической специализации и наработанных методов использования имеющихся трудовых, природных и капитальных ресурсов. Наступает резкое замедление темпов роста ВВП и кардинальное снижение уровня инвестиций: страны утрачивают стимулы к дальнейшему активному экономическому развитию, предпочитая существующую «комфортную» модель роста.
Панкин отметил, что Беларусь, Казахстан и Россия находятся на пороге перехода в категорию стран с высоким уровнем доходов. С одной стороны, этот факт отражает поступательную динамику социально-экономического развития за последние десятилетия. С другой, такое качественное изменение предполагает не просто принятие комплексных экономических мер, но и внедрения новой модели развития.
«Самой большой проблемой является переход от экономического роста, ориентированного на ресурсы, который зависит от дешевой рабочей силы и капитала, на рост, основанный на высокой производительности и инновациях», — отметил Дмитрий Панкин.
Такая модель «Нового ускорения» должна обеспечить потребности в повышении темпов экономического роста каждой из этих стран ЕАЭС. Достижению этой цели, по его словам будет способствовать комплекс совместно реализуемых мер, который должен включать: формирование эффективного рынка капитала ЕАЭС, реализацию совместных инфраструктурных проектов и ряда единых политик (пенсионной; преодоления неравенства, технологического развития, совершенствования институтов), единую стратегию ускорения, объединяющую различные наборы мер для разных стран; повышение уровня человеческого капитала.
Глава ЕАБР отметил стратегическую важность координации странами ЕАЭС своей макроэкономической политики. Государствам, в частности, предстоит добиться прогресса по координации в финансовой сфере, включая такие вопросы, как снятие ограничений на движение капитала и либерализации доступа в банковский сектор и на рынок ценных бумаг друг друга, а также интеграцию их финансовых рынков.
«В настоящее время нужно обсуждать не гипотетическую единую валюту, а «скучные» вопросы валютных ограничений, координации курсовой политики, торговли в нацвалютах, соблюдения макроэкономических критериев, зафиксированных в Договоре о ЕАЭС», — полагает Панкин, говоря о необходимости выработки общих принципов валютно-финансовой политики. Однако, по его мнению, «уже сейчас нужно формировать центр согласованных действий и экспертизы, который впоследствии послужит донором кадров и полномочий для нового финансового мега-регулятора».
В качестве одной из платформ для такого центра он предложил ЕАБР. «Мы тесно сотрудничаем с ЕЭК. Нами, совместно с Комиссией, разработан экономико-математический инструментарий, который позволяет моделировать всевозможные интеграционные сценарии и просчитывать соответствующие экономические эффекты. Кроме того, у нас уже налажено взаимодействие с центральными банками стран ЕАЭС», — резюмировал Дмитрий Панкин.