Многие эксперты из стран СНГ высказывают свои мнения о вероятности начала крупномасштабной войны в регионе.
Так, к примеру, ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, главный редактор журнала «Международная аналитика» Сергей Маркедонов в ходе интервью ИАЦ VERELQ поделился своим мнением касательно того, чем обусловлено последнее обострение на госгранице между Арменией и Азербайджаном.
— Во-первых, противостояния на межреспубликанской границе имели место с момента, когда армяно-азербайджанский конфликт еще развивался в рамках единого СССР, — напомнил Маркедонов. — Мы можем вспомнить и острые ситуации на нахичеванском направлении в 1990-е годы… Впрочем, впоследствии одним нахичеванским направлением дело не ограничивалось. И после перемирия в 1994 году это армяно-азербайджанское пограничье присутствовало в конфликте, оно просто меньше освещалось, не попадало в фокус внимания.
Почему сейчас? Здесь есть много для этого причин и поводов. Если говорить о более тактических соображениях, то очевидно, что пандемия коронавируса поставила на паузу переговорный процесс. Мы можем говорить, что процесс был не слишком результативный, но все-таки личная коммуникация — это всегда более важно, чем онлайн-конференции. Переход к онлайн-дипломатии привел к тому, что произошел застой в переговорном процессе. И этот застой — один из поводов.
А причины гораздо более глубокие, они коренятся, собственно, в том, что до сих пор между сторонами нет компромиссных решений и готовности к этим решениям.
Другой важный момент, затронутый в интервью, — это позиция ОДКБ в ходе обострения на госгранице Армении в Тавуше. Организация в очередной раз не смогла проявить солидарность и поддержать своего участника хотя бы политически, и в этом отношении эксперт высказался о позиции и взгляде Казахстана на текущий процесс. "Южный Казахстан будет в крови" — Владимир Жириновский о возможном следствии обострения армяно-азербайджанского конфликта
— Надо понимать, что внутри ОДКБ есть три четких направления: центральноазиатское, кавказское и европейское. И если РФ, она по трем этим трекам работает одинаково активно, то остальные страны пытаются фокусироваться на своих региональных проблемах. Ну вот мы говорим о том, что Таджикистану или Казахстану не очень интересно помогать Армении. Ну так и Армении не слишком интересно осуществлять какую-то миссию на таджикско-афганской границе, например. Поэтому приходится эту структуру выстраивать таким образом, чтобы, имея определенный уровень интеграции, фокусироваться на отдельных направлениях, — отметил международник.
Проводя параллель с точкой зрения г-на Маркедонова, можно вспомнить недавнее интервью отечественного политолога Досыма Сатпаева на эту же тему.
— ОДКБ — это, скорее, преимущественно имиджевый геополитический инструмент России, с помощью которого Москва хочет продемонстрировать, что у нее есть военные союзники. Ни один из участников ОДКБ, в первую очередь Казахстан, не позволит Армении использовать организацию в своих военных целях. Страны организации не будут участвовать в каких-то военных операциях на постсоветском пространстве. В Ереване должны четко понять, что ОДКБ не станет в его руках военной дубинкой, и ни при каких обстоятельствах члены организации не будут участвовать в военных операциях против Азербайджана. Карабахский конфликт должен решаться на основе международного права и принципов нерушимости границ. А военное давление на Баку ни в какой форме недопустимо, — убежден казахстанский эксперт.
Сатпаев обратил внимание и на тот факт, что Азербайджан и Казахстан — партнеры в рамках Совета сотрудничества тюркоязычных государств, а также по Каспийскому региону.
— Для рядовых казахстанцев азербайджанцы — братский тюркский народ. Казахи считают Азербайджан частью тюркского мира, где в последнее время идут активные интеграционные процессы. Хороший пример этому недавнее вступление Узбекистана в Тюркский совет. Происходящее единение тюркского мира все больше ощущается в казахстанском обществе и способствует политической и экономической поддержке других тюркских наций, в том числе и азербайджанского народа, — сказал Досым Сатпаев.