Казахстанское ноу-хау: должникам перед КСК не дадут кредиты в банках - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанское ноу-хау: должникам перед КСК не дадут кредиты в банках

Казахстанское ноу-хау: должникам перед КСК не дадут кредиты в банках

Даже суровой Варваре Сергеевне Плющ, грозившей отключить газ за отказ покупать лотерейные билеты, не снилось, что в Казахстане предложат бороться с должниками перед КСК, не давая кредиты в банках! “Бриллиантовая рука” управдома дотянулась до кошельков алматинцев, с грустью шутят эксперты.

  • 23 Апреля 2018
  • 822
Фото - Caravan.kz

Но насколько законны и оправданны такие меры?

С чего же началась эта история, достойная внимания Леонида Гайдая? 824 КСК обслуживают более 8 тысяч многоквартирных жилых домов Алматы.

По официальной информации, которую распространили специалисты местного управления жилья и жилищной инспекции, сегодня только 25–30 процентов населения платят за обслуживание дома.

– Это очень мало, и денежных средств не хватает на все. Где-то недобросовестно относятся к работе и сами КСК. Мы даем шанс гражданам выбрать самим КСК и в дальнейшем требовать от них отчетности, – отметил руководитель управления жилья и жилищной инспекции Алматы Ануар УСКЕНБАЕВ.

То, что этот шанс порой похлеще игры в русскую рулетку, знают многие горожане. Роптания на КСК не прекращаются. В редакцию ежедневно поступают звонки от людей с просьбой разобраться с “домоправителями”. Частенько я слышала фразу отчаяния на том конце провода: “Не могу добиться отчетности и прозрачности расходования средств, крыша так и бежит, подъезд – хуже помойки. Все. Не буду больше платить им ни копейки!”.

Поэтому информация о том, что существуют долги перед КСК, нисколько не удивляет. Это как индикатор недоверия людей в первую очередь.

Впрочем, разобраться с проблемой решили весьма оригинально. За что в Казахстане платят председателям КСК

– Теперь злостные неплательщики не смогут получать кредиты в банках второго уровня, – подчеркнули в УЖиЖИ и заключили договор с ТОО “Первое кредитное бюро”. Информация по должникам в кредитное бюро будет напрямую передаваться с сайта управления жилья и обновляться ежемесячно.

Понятно, что такие меры вызвали недовольство граждан и общественников.

Процент доверия

– Такое решение госоргана в сфере управления жилищным фондом – большая неожиданность не только для собственников квартир, но и для всех, кто занимается этими вопросами на профессиональном уровне.

Во-первых, данные о количестве долга в КСК, мягко говоря, неверные и на порядок преувеличены. По нашим данным, в КСК суммы долга – в пределах 4–10 процентов, не больше, во-вторых, они, игнорируя все нормы так называемого юридического приличия, решили залезть в нашу личную жизнь!

И прежде чем говорить о необходимости или результативности этого шага, давайте посмотрим на эту проблему более широко. Почему-то важна только часть вопроса, как поступают деньги в КСК, но в тени остается вопрос, как эти деньги расходуются. Механизм контроля за расходованием средств не разработан, вопрос (практически) и не поднимался. Выходит, теперь КСК могут контролировать жильцов, грозя им кредитными санкциями, а граждане контролировать КСК до сих пор так и не могут, – говорит председатель добровольного общества защиты прав нанимателей Владимир ПЕРМИН. – Но почему чиновники встают на сторону председателей КСК, а не на сторону собственников квартир? Это 20-летняя загадка, на которую не могут или не хотят найти ответа. В данной ситуации собственники квартир – это слабая сторона. Та же бабушка, проживающая в квартире, при возникновении проблем с КСК не может позволить себе нанять юриста, чтобы разобраться в вопросах. И таких людей много.

Но государство, в обязанности которого входит защищать слабых, должно разработать такой механизм, чтобы и председатель КСК, и бабушка были перед судом в равных условиях. У нас же председатели нанимают юристов за счет жильцов, чтобы судиться с ними же.

Допустим, жилец решил проконтролировать, как расходуют деньги в КСК, но механизмы, которые бы позволили сделать это эффективно, практически отсутствуют. Нам говорят, что есть отчеты и их можно найти в Интернете на сайтах. Но если нет доступа к подтверждающим документам, о каком доверии к информации можно говорить? Откуда нам знать, сколько реально было израсходовано, не приписаны ли там суммы с лишними нулями?

Почему чиновники дали председателям такую фору? Еще до 1996 года, когда была первая редакция Закона "О жилищных отношениях", когда жители начали жаловаться, что не могут контролировать расход денег КСК и работы не ведутся, председатели в ответ сказали, что много должников и денег нет. В результате получили приказное право. Они подают списки в суд, и люди практически без всяких доказательств признаются должниками. При этом до сих пор жители никаких рычагов контроля так и не получили. Но оказалось этого недостаточно.

Звучали предложения, что, если житель не платит КСК, это автоматически приравнивается к долгу и его не должны обслуживать в ЦОНе.

Тогда карательные меры не прошли. И вдруг мы узнаем, что теперь грозят не давать кредиты.

Без суда виноватые…

Почему же в КСК оказались недостаточны те механизмы выбивания долгов через суды, коими они были наделены буквой закона? Спросили мы у нашего эксперта.

– Они хотят автоматически решать вопрос, чтобы даже не доходило до судов. Почему – объясню.

Немногие знают, что жители имеют право подать встречный иск в течение 10 дней и оспорить выплату долга.

Когда житель делает это (подает встречный иск), председатель обязан будет предоставить в суд договор, который он заключил с ним. Если этот договор не предоставлен, то требования председателя по выплате жителем долга автоматически отклоняются. Практически таких договоров и нет. Ведь это невыгодно председателям. Там ведь должны быть прописаны все требования и права жителей. Как поставить на место хитрого председателя КСК

Как будет обстоять дело с должниками, которыми теперь займется кредитное бюро, пока неизвестно. Но эта мера действительно позволит закручивать гайки, не доводя дело до судов, где житель имел возможность все-таки проявить принципиальность и отвоевать правду.

Как в том же кредитном бюро будут решать: кто прав, кто виноват? Или там будет действовать так называемая презумпция виновности?

Если ты не оплачиваешь выставленную КСК сумму, у тебя долг, то ты заведомо виноват. А почему возник этот долг, никто и не спросит… Или, возможно, кредитная история будет корректироваться лишь после того, как суд все-таки вынесет решение о признании долга. Это уже меняет дело кардинально.

Мы задали вопросы в управление жилья и жилищной инспекции Алматы.

Кто составляет и утверждает списки должников? С кем заключает договор председатель КСК о передаче данных должников? И главное, кто несет ответственность за достоверность данных по должникам?

Ответ мы планируем опубликовать в ближайшем номере.

АЛМАТЫ