Отечественный автопром скоро вновь задышит полной грудью – в правительстве создают для него практически тепличные условия. В Министерстве энергетики решили, что будут собирать с автолюбителей сотни тысяч тенге – это будет называться утилизационным сбором. То есть государству придется платить за то, чтобы специальные службы утилизировали машину, когда она выйдет из строя. Раскошеливаться придется не всем, а лишь желающим пригнать транспортное средство из другой страны.
Эдуард Эдоков, председатель казахстанского Независимого автомобильного союза:
— На мой взгляд, вот этот утилизационный сбор, это в первую очередь не столько забота об экологии, сколько лоббирование интересов наших так называемых производителей. Это очередная попытка с казахстанских потребителей, итак уже значительно обедневших потребителей, желающих купить автомобиль, еще какие-то деньги, которые будут направлены в очередной раз на, как некоторые говорят, аферу в виде так называемого казахстанского автопрома.
Практика взимания утилизационного сбора действует во многих государствах. В Евросоюзе, например, он составляет 100 евро, и платить этот сбор нужно при покупке любого автомобиля, даже нового, из салона. В Казахстане правила будут такими:
если вы решите пригнать легковой автомобиль объёмом 2 литра, придётся дополнительно заплатить более 700 000 тенге. При подсчете суммы сбора за грузовую машину будут учитывать её вес. Если транспортное средство тяжелее двадцати тонн, то сумма утилизационного сбора достигнет почти 2 миллионов тенге. Минимальный размер сбора составит около 300 тысяч тенге. При этом в Казахстане, как говорят эксперты, нет ни одного специализированного предприятия по утилизации автохлама.
Руслан Лазута, руководитель ОО «Общество содействия автомобилистам»:
— Государство нам навязывает услугу, которую не готова выполнить. Более того, с точки зрения Уголовного кодекса это квалифицируется как мошенничество. То есть представим себе ситуацию, когда некое юридическое лицо, ТОО-шка либо физическое лицо берёт с вас деньги, обещает вам какую-то услугу сделать. Эта услуга оплачивается, но она не предоставляется.
Новый сбор не коснётся владельцев уже зарегистрированных в Казахстане подержанных автомобилей. Суммы с пятью и шестью нулями придётся выкладывать лишь тем, кто с 1 января 2016 года будет отдавать предпочтение зарубежным автосалонам и рынкам.
Независимые специалисты согласны с необходимостью введения утилизационного сбора. Ведь возраст примерно половины всех колесящих по казахстанским дорогам машин превышает двадцать лет — это около двух с половиной миллионов автомобилей. Но экспертов лишь смущает размер этого сбора. По этому показателю Казахстан опережает даже европейские государства, при этом платежеспособность населения в последнее время и так значительно упала.