Казахстанский подход к борьбе с нетерпимостью - Караван
  • $ 482.86
  • 533.17
+8 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанский подход к борьбе с нетерпимостью

Казахстанский подход к борьбе с нетерпимостью

Толерантность и образование. Запомните эти два слова. Вы будете слышать о них намного больше в ближайшие годы.

  • 20 Июля 2010
  • 1545
Фото - Caravan.kz

Толерантность других — в особенности людей разных религий и этнических принадлежностей — и образование общественной толерантности будут основными первичными инструментами в борьбе с терроризмом, этнической и религиозной дискриминацией, особенно если предложения, данные Казахстаном на прошлой неделе на встрече Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), самой большой организации по региональной безопасности, будут работать.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с основной речью на открытии двухдневной сессии Конференции по толерантности и межрелигиозному доверию в столице Казахстана. Толерантность, сказал он, один из самых важных вопросов в Европе после Второй Мировой войны.
Назарбаев призвал к созданию Центра ОБСЕ по недискриминации и толерантности и назначению верховного комиссара по межэтнической и межрелигиозной терпимости.
Обращаясь к делегатам от 56 государств — членов ОБСЕ, Назарбаев сказал, что его страна всегда была «колыбелью терпимости и понимания, сосредотачиваясь на межконфессиональной гармонии».
Эта бывшая Советская республика в Центральной Азии является домом для 120 различных национальностей, этнических культур, религий и сект, которые научились жить в мире друг с другом, в особенно редком мире, в котором по-прежнему увеличивается дискриминация, расовое и этническое напряжение.
Казахский президент предостерег, что «религия может разделять, вместо того, чтобы объединять» людей, если не научить их принимать друг друга и уважать их различия, добавив, что многочисленные конфликты вспыхивают из-за нетерпимости и религиозных различий.
Что выделяет Казахстан среди других стран с большинством мусульманского населения, как пример в терпимости и межэтническом понимании? Согласно сказанному президентом страны, есть четыре пункта,
Во-первых, вековая традиция казахских людей проявлять терпимость и уважение к другим людям и их этническим принадлежностям. Когда советский диктатор Иосиф Сталин депортировал сотни тысяч людей, многие были просто свалены с поездов для скота в Казахстане с минимумом одеждой и без пищи в жестких зимних условиях. Они выжили, потому что были приняты с распростертыми объятьями казахами, которые разделяли с ними то немногое, что имели сами.
Во-вторых, толерантность как ключевой пункт политики страны. Конституция страны гарантирует равенство для всех национальностей, религий, сект, этнических принадлежностей и т.д.
В-третьих, политика ухода от двойных стандартов, другими словами, имея один свод правил для того, чтобы иметь дело с одной стороной против другой в конфликте. Здесь Назарбаев намекал на американскую политику по отношению к Израилю против палестинцев.
Наконец, будучи активным сторонником диалога, что было продемонстрировано посредническими усилиями Казахстана в конфликте между Арменией и Азербайджаном по Нагорному Карабаху, закрытому региону в Южном Кавказе, права на который предъявляют обе стороны.
Некоторые будут утверждать, что мир не нуждается в другой глобальной бюрократической единице. Но, фактически, идея Назарбаева о центре ОБСЕ по недискриминации и терпимости могла бы работать.
Почему? Из-за его простоты. Поскольку она занимается самими основами проблем, стоящих перед миром сегодня, таких как страх перед «другим».
Терпимость придет через образование. С образованием люди прекратят смотреть на других как на потенциальную угрозу их этнической или религиозной группе, если они будут учиться понимать, что «другой» имеет те же самые потребности, страхи и желания.
«Есть потребность разучиться бояться других и «избавиться от привычки ксенофобии», — сказал Хорхе Сампаио, представитель Европейского союза в ОБСЕ, цитируя прежнего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Он добавил, что люди по природе не склонны к нетерпимости: «Их учат ненавидеть». И так же, как им преподают ненависть, они могут разучиться ненавидеть.
Конечно, это долгосрочный процесс, но это также и единственный способ, которым мир решит свои проблемы расовой, религиозной и этнической нетерпимости. СМИ, конечно, играют большую роль в этом процессе — они могут помочь продвигать понимание, или могут помочь поддерживая борьбу. Это имело место в Косове в 2005 году, когда вспыхнули этнические столкновения, когда албаноязычные СМИ стали причиной возникновения беспорядков и убийства невиновных.
Но, как сказал Сампаио, «С терпением и сильной общественной дипломатией, мы сможем завоевать сердца и умы».
Должна быть начата общественная дипломатическая кампания, чтобы обучить людей в конфликтных областях и доказать, что мифы о других являются всего лишь мифами.
Но, так же как два слова — образование и терпимость — помогут людям сосуществовать в мире, есть также главный камень преткновения для организаторов этой потенциальной кампании. Как препятствовать проявлениям ненависти и подстрекательства, в то же время поддерживая свободу выражения и речи?
Ответ — образование, образование и образование. Начать пресекать подобные проявления на ранней стадии, посредством агрессивной общественной дипломатической кампании, возможно организованной новым центром ОБСЕ.
Успешная общественная дипломатическая кампания должна вовлечь СМИ, чтобы помочь распространению этого посыла. В конце концов, Казахстан доказал, что разнообразие это преимущество, а не ответственность.

Клод Салхани, «Infosud», 15.07.10.

Клод Салхани — политолог, специализирующийся на тематике Ближнего Востока, Центральной Азии и терроризма. Эта статья распределена Информационной службой Common Ground News Service (CGNews) с разрешения автора.
Другая версия этой статьи может быть найдена на www.khaleejtimes.com.