Казахстанский фильм выдвинут на «Оскар»: эксперты оценили шансы на победу - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанский фильм выдвинут на «Оскар»: эксперты оценили шансы на победу

Казахстанский фильм выдвинут на «Оскар»: эксперты оценили шансы на победу

Объявление списка номинантов премии «Оскар» состоится 8 февраля 2022 года, а церемония вручения наград пройдет 27 марта 2022 года.

  • 16 Ноября 2021
  • 660
Фото - Caravan.kz

Напомним, картина «Желтая кошка» казахстанского режиссера Адильхана Ержанова выдвинута на кинопремию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Фильм рассказывает историю казахстанских «Бонни и Клайда» — это история любви погрязшего в криминале юноши Кермека и сбившейся с пути девушки Евы, о трудностях, вставших на пути пары, и их противостоянии враждебному миру.

Роль Кермека исполнил российский актер Азамат Нигманов, которого зритель знает по картинам «Конвой» Алексея Мизгирева и «28 панфиловцев» Андрея Шальопы.

Роль Евы сыграла молодая казахстанская актриса Камила Нугманова, ранее снимавшаяся в фильмах «Грязь большого города» Наримана Туребаева и «Облако на крыше» Алишера Сулейменова.

В роли криминального авторитета Жамбаса снялся известный казахстанский актер Санжар Мади.

Объявление списка номинантов премии «Оскар» состоится 8 февраля 2022 года, а церемония вручения наград пройдет 27 марта 2022 года.

Стоит отметить, что мировая премьера фильма «Желтая кошка» состоялась на 77-м Международном кинофестивале в Венеции. Фильм был номинирован на российскую кинопремию «Ника», а также на премию Asian Film Awards.

Фильм удостоен призов «За оригинальность сценария» на кинофестивале «Шелковый путь» в Китае, «За лучшую режиссуру» в Батуми, «Приз киноведов» на фестивале «Московская премьера», Best Narrative Feature Film на МКФ Verona International Film Festival и Brugge International Film Festival, «За лучшую режиссуру» на МКФ Hope International Film Festival в Стокгольме.

Авторы сценария картины — Адильхан Ержанов и Инна Смаилова. Продюсерами выступили давние партнеры режиссера Серик Абишев и Ольга Хлащева. Копродюсером стал их французский коллега Гийом де Сиель. Оператор фильма — Еркинбек Птыралиев, прежде уже сотрудничавший с Ержановым на фильмах «Хозяева» и «Бой Атбая». Художник-постановщик — Ермек Утегенов. Музыку к фильму создали композиторы Алим Заиров и Иван Синцов.

Насколько это позитивная новость для казахстанского кино? Сыграет ли это на имидж нашего киноискусства или же все это выглядит весьма скептично и радоваться пока рано? Как в целом можно оценить эту картинку, а также ее шансы на попадание в шорт-лист культовой американской кинопремии? И что можно сказать об уровне казахстанского кино на сегодняшний день? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответили два отечественных киноведа – Айбек Кудабаев и Баубек Ногербек.

— Это прекрасная новость как в локальном, так и глобальном масштабе, — обозначил в начале Айбек Кудабаев. — Оскаровский комитет Казахстана сделал правильный выбор. Картина несет общечеловеческий, гуманистический дискурс, в ней гораздо более широкий идейный спектр. Радует, что выбор комитета наконец-то пал на фильм, который действительно отличается художественной, идеологической и кинематографической ценностью. Поэтому можно смело поздравить казахский кинематограф. Локально это точно большое событие.

— Как вы можете оценить шансы фильма на попадание в шорт-лист культовой кинопремии, а может быть, и на дальнейшую возможную победу?

— Попадание в шорт-лист премии вполне возможно, и это было бы замечательно. Но насчет победы я не питаю иллюзий. Такие фильмы, как «Желтая кошка», как правило, не побеждают, потому как американская киноакадемия чествует фильмы с более оптимистическим посылом, когда главный герой преодолевает все препятствия, когда индивидуализм правит бал. В определенном смысле это хорошо, но тут фильм совершенно иного характера. Поэтому надеяться на победу я бы, наверное, не стал. Но само выдвижение казахстанского фильма на соискание номинации, а возможно, и дальнейшее попадание в шорт-лист – это знаменательное и однозначно позитивное событие для кинематографического имиджа нашей страны.

— А как бы вы сами оценили эту картину?

— На мой взгляд, это самая романтическая и сентиментальная картина Адильхана Ержанова. И хороша она прежде всего тем, что с точки зрения формы это та картина, где наиболее выражен индивидуальный почерк автора, его стиль, карикатурный реализм. А ко всему этому он добавляет изобразительный наив: все пространство кадра, все персонажи – они изображены таким по-детски простодушным образом. Вообще это отличительная черта всех фильмов Ержанова, но здесь он достиг максимального градуса того самого наива, что служит только на пользу этому фильму. И, несмотря на то что фильм едва ли можно назвать оптимистичным, романтизм помогает не терять надежду. Особенно в этом смысле мне запомнились финальные кадры, когда на фоне улетающего с погибшими героями вертолета по степи идут дети.

В какой-то степени мне кажется, что своей съемкой и подачей Ержанов цитирует великого французского кинорежиссера Жан-Люка Годара: «Все, что нужно для хорошей ленты, – это девушка и пистолет». И также особое место в картине отведено мечте и силе человеческого воображения. За это я больше всего ценю данный фильм. Он наполнен кинематографическими оммажами, цитатами, режиссер дал волю своим познаниям и кругозору.

Что касается содержания, очень радует, что режиссер продолжает таранить этот «статус-кво» казахского степного пространства и поднимает те же темы коррупции, полицейского произвола, круговой поруки в обществе, которая, к сожалению, олицетворяет то самое социальное дно: если маргинальные герои – бывший зэк и проститутка – оказываются в сетях преступного произвола и выход практически невозможен, то остается только мечтать.

— «Желтая кошка» уже завоевала множество наград на разных кинофестивалях за рубежом, однако рейтинг и отзывы зрителей, скажем так, не совсем в пользу картины. Не говорит ли это о некой двоякости ситуации, что порой нашим режиссерам приходится снимать кино не для казахстанского зрителя, не в близких для нас реалиях, а скорее по критериям и рамкам, что диктуют те или иные кинопремии и фестивали?

— То, что подобные фильмы в Казахстане смотрит малое количество людей, скорее говорит о низком зрительском уровне в нашей стране. Хотя он и во всем мире сейчас не особо высок. Поэтому тут такая же ситуация, как во многих странах мира. К слову, и в Европе, и в Америке подобные фильмы не имеют огромной зрительской аудитории. А что касается конъюнктуры – да, в рамках каких-либо фестивалей она вполне имеет место быть. Но я не думаю, что Ержанов снимает кино по критериям конъюнктуры. У него имеется собственный стиль, поэтому фестивали чествуют его так часто. И фестивали должны быть благодарны, что в Казахстане есть такой режиссер со своим ярким стилем. Конечно, я не могу сказать, что на сто процентов поддерживаю все сцены в его фильмах, но в целом считаю, что Ержанов – это режиссер с наиболее объективной точкой зрения на то, что происходит в нашей стране. Другое дело – вопрос художественного вкуса. Но и к этому нужно подходить с точки зрения теории и истории кино, а не с точки зрения культуры.

— Что в целом можно сказать об уровне казахстанского кино на сегодняшний день? Прогрессирует ли оно? Становится ли на порядок выше? Возможно, вы можете выделить какие-то конкретные проекты, достойные внимания? Что также можно сказать об амбициозности и нацеленности нашего кинематографа в плане успеха и признания на мировом уровне – на примере того же «Оскара»? И вообще, насколько нам это нужно и необходимо?

— В целом казахстанское кино, на мой взгляд, прогрессирует, пусть и очень небольшими шагами. По крайней мере, у нас есть авторское кино, и это уже хорошо. Становится ли кинематограф на порядок выше? Здесь стоит взглянуть на разные периоды. Был взлет в 90-е годы, спад в нулевые, а сейчас идет рост киноиндустрии, снимается все больше фильмов, они растут в техническом плане, но темпы оставляют желать лучшего.

По поводу амбициозности и нацеленности нашего кино я могу обратить внимание на то, что «Оскар» – это сугубо американская премия. Это премия американских академиков, которые оценивают фильмы, исходя из интересов и ценностей американского мировоззрения. Каннский фестиваль для меня является наиболее объективным и качественным киносмотром с точки зрения оценки киноискусства, нежели «Оскар». Хотя и Канны уже давно политизированы, как и многие другие фестивали и премии. Но в любом случае отрадно, что казахский кинематограф занимает высокое место на мировой карте кино. Наши фильмы часто участвуют в конкурсах кинофестивалей класса А – Берлинале, Канны, Карловы Вары, Сан-Себастьян… Это очень важно для казахского кинематографа. К примеру, недавно мировая премьера фильма «Ақын» известного режиссера Дарежана Омирбаева состоялась в рамках 34-го Токийского международного кинофестиваля. И картина была удостоена приза главного конкурса за «Лучшую режиссуру». Это огромное достижение для казахского кино за последние годы. Поэтому с точки зрения культуры все это очень важно.

В заключение нашей беседы я бы хотел обратить внимание ваших читателей и всего казахстанского киносообщества на важность развития кинематографической культуры не только за рубежом, но и внутри нашей страны. Хочется, чтобы и в Казахстане проходили качественные международные кинофестивали. В первую очередь мы у себя дома должны поднимать уровень кинокультуры. Вот в последние годы, к сожалению, и по понятным причинам, не состоялся ни кинофестиваль «Евразия», ни новый смотр «Almaty Film Festival». Наверное, этим как раз должны заниматься сами кинематографисты, но без поддержки государства в современных реалиях это делать крайне сложно. Такие инициативы должны продвигать Союз кинематографистов и киностудия «Казахфильм». Руководители этих кинообъединений в последнее время частенько выезжают на многие кинофестивали, форумы и международные встречи за границей, и это прекрасно, что они показывают миру казахское кино — все эти имиджевые завоевания полезны в смысле экспорта. Но нельзя забывать и про импорт мирового кинематографа в Казахстан. Мы ведь гордимся успехами наших фильмов, которые показывают и продвигают иностранные фестивали, «Оскар» и Канны, так давайте постараемся сделать так, чтобы и иностранцы радовались участию и показам фильмов на казахских кинофестивалях и кинопремиях! — резюмировал Кудабаев.

Наш второй собеседник, киновед и преподаватель Баубек Ногербек, считает, что возможная победа казахстанской картины на «Оскаре» – это не архиважный вопрос.

— Безусловно, новость о том, что «Желтая кошка» Адильхана Ержанова выдвинута на премию «Оскар», носит исключительно позитивный характер, — отметил наш собеседник. — Сыграет ли это на пользу имиджу нашего киноискусства? Я думаю, что вполне. Но при этом считаю, что непринципиально, возьмет картина премию или нет.

Я был в составе независимого жюри кинофестиваля «Московская премьера», который проходил практически ровно год назад, где «Желтая кошка» завоевала «Приз киноведов». Картина очень интересная и своеобразная. И для того, чтобы понять «Желтую кошку», считаю, нужно посмотреть хотя бы две другие картины Ержанова – «Ласковое безразличие мира» и «Черный, черный человек». Дело в том, что Адильхан Ержанов создает свой, авторский киномир, где определенные герои существуют в определенном топониме.

То, что казахстанский зритель воспринял картину не столь тепло, тоже можно понять. Когда рассматриваешь данный фильм отдельно от других картин режиссера, вне их контекста, он может показаться странным. Так получилось, что как раз в Москве мы отстаивали свою точку зрения, как жюри, и пытались объяснить российским коллегам тесную связь этой картины с предыдущими фильмами режиссера.

Адильхан Ержанов – это творец, который нашел свой путь, свое «я» в киномире. Это уже состоявшийся режиссер и автор. Он показывает наши реалии посредством сатиры, иронии и карикатурного реализма. В своем творчестве он высмеивает такие болячки, как произвол правоохранительных органов и отношение власти к простому народу.

— А что вы можете сказать об уровне отечественного кинематографа на данный момент?

— В целом я считаю, что сейчас наш кинематограф развивается в разных направлениях, растет и качество, и количество. Также за последние 5-7 лет выросла и техническая сторона. У нас, в принципе, нет такой проблемы, что наши фильмы невозможно смотреть по ряду технических причин, они вполне могут конкурировать с любыми зарубежными картинами с технической точки зрения. Другой вопрос – те же комедии, которых раньше не было, а затем пошел бум. Причем это фильмы одного направления – тои, келин, взаимоотношения внутри семьи… Как-то все это приелось, и мы топчемся на одном месте. Тем не менее это такой период, из которого мы когда-нибудь выйдем. В мировом кинематографе была похожая ситуация, но потом это вылилось в нацеливание на серьезные проекты. Комедийный бум на спаде, и нас ожидают более масштабные и серьезные открытия.

Нужен ли нам «Оскар» или нет – это не такой архиважный вопрос. Казахское кино в мире уже известно. И имя Адильхана Ержанова имеет свой вес среди кинематографических кругов, как европейских, так и азиатских. Что касается моего мнения о шансах «Желтой кошки» на победу – это вряд ли. Тут слишком много нюансов, — резюмировал эксперт.