Дефицит продукции в магазинах, особенно в зимнее и весеннее время покрывают производители Польши, Ирана, Китая, Аргентины и других государств. А ведь на яблоках, грушах можно хорошо зарабатывать, говорят специалисты: отечественные ученые вывели сорта, дающие быстрый урожай, устойчивые к опасным болезням, холоду. Появились и новые технологии, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Тысяча тенге за яблочко сорта «апорт» – реальность
«Это же эдем!»- мелькнула мысль, когда увидела согнувшиеся от плодов ветки яблоневых деревьев, ковер из яблок на зеленой траве в помологическом саду Казахского НИИ плодоовощеводства, что в Талгарском районе Алматинской области. Здесь прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию сада.
Ученые, сельхозпроизводители демонстрировали гостям свои достижения. Например, гигантские груши сорта «Ноябрьская», крупные и очень сочные зеленые яблоки сорта «Коктобе», чернослив, виноград, орехи, картофель, капусту. А также апорт весом 370 граммов из экспериментального сада Каз НИИ. Вице-министр сельского хозяйства РК Абулхаир ТАМАБЕК подержал сокровище в руках и сказал, что впервые видит, как реально решается проблема возрождения апорта.
К слову, экспериментальный сад, заложенный в 2015-м на пяти гектарах (в качестве подвоя использовали дикую яблоню Сиверса), разродился щедрым урожаем. Ученые будут оценивать деревья по списку параметров. Проявившие себя с лучшей стороны яблони определят как маточно-черенковые. И скоро черенки могут заказать все желающие.
С гостем конференции, праправнуком знаменитого Егора Васильевича РЕДЬКО, Сергеем РЕДЬКО мы вспоминали, как его предок в 1865 году из Острогожского уезда Воронежской губернии завез в Верный несколько саженцев яблони апорт. Те хорошо прижились, и вскоре Редько раздавал всем желающим черенки, распространяя сорт по Верненскому уезду. В 1970 году в Казахстане, по официальной переписи, было почти 4 миллиона деревьев сорта апорт.
— Сейчас промышленных садов, где выращивают апорт, почти не осталось, а предгорная зона вырублена, застроена коттеджами,- говорит заведующая лабораторией биотехнологий Института плодоовощеводства, кандидат биологических наук Светлана ДОЛГИХ. — Сорт экстенсивный, его нельзя посадить через пару метров друг от друга ( у дерева крупная крона, пышная корневая система), обрезать ветки. Окупаемость у этого сорта низкая. Потому весь бизнес перешел на интенсивные сады, скороплодные сорта, которые на второй-третий год дают урожай. Мы возрождаем апорт, и тут нужна четкая ценовая политика. Если мы вырастим плоды весом 500-800 граммов, продавать дешево такое богатство нельзя. Апорт будет брендовым сортом как экопродукция. Она дорогая, но всегда находит своего покупателя.
— Сколько в будущем может стоить килограмм апорта?
— Дороже других сортов. Даже если 600-700-граммовое ароматное, идеальное во всех отношениях яблоко будет стоить 1000 тенге за штуку, я своему внуку такое куплю!
Груши становятся дефицитным товаром
Интересуюсь: яблоневый бизнес — прибыльный?
— Очень, — продолжает моя собеседница. — Поэтому в Алматинской области сады растут как грибы: интенсивные, суперинтенсивные, которые на второй год дают урожай, а на третий, четвертый – до 70 тонн с гектара.
— Тогда почему же на рынке полно импортных яблок?
— Часто наши яблоки скупают оптом еще в июне. Заключается договор с покупателями из России, например, Тюменской области, Алтайского края. Покупатели приезжают осенью и сами снимают, загружают в фуры и увозят. Товаропроизводителям выгоднее продать все оптом по хорошей цене, чем заниматься сбором, хранением, заготовкой. Потому что качество наших плодов очень высокое. А местные сорта, что попадают в супермаркеты городов, выращивают мелкие крестьянские хозяйства, у которых не такой большой урожай. Крупные производители в основном вывозят все в Россию.
С грушами ситуация другая. Обратила внимание: в текущем году деревья усыпаны плодами, их продают во дворах, на трассах, рынках. Тогда как прошлой осенью найти груши было сложно, они стоили 600-900 тенге за килограмм.
Старший научный сотрудник по селекции и сортоизучению груш КазНИИ плодоовощеводства Светлана АЛЕКСЕЕНКО, автор сорта груши "Айдана" (на его выведение ушло целых 17 лет) рассказала, что уже не первый год в Казахстане грушевые деревья косит опасная болезнь — бактериальный ожог, к которому культура наиболее уязвима. Потому дачники, руководители хозяйств стараются высаживать яблони. В результате на рынке ассортимент груш скудный:
— Если смотреть с экономической точки зрения, груша долговечнее, дольше плодоносит и дороже на рынке. Новые сорта дают урожай на второй,третий год. Почему-то все знают только «Талгарскую красавицу». На самом деле появилось много новых отличных сортов, выведенных нашим институтом. Например, выставочная гибридная груша «Ноябрьская». «Ароматная» прекрасно лежит с осени до марта и набирает вкус. «Жаздык», «Айдана» устойчивы к бактериальному ожогу.
Выращивание груш, как и яблок — прибыльное дело, важно подобрать сорт, устойчивый к бакожогу и другим болезням.
В частных питомниках саженцы новых сортов стоят в среднем 800 тенге за штуку. У каждого есть свои достоинства и недостатки.
— Идеального сорта, как и человека, нет, — заметила Светлана Петровна.
Болезни косят старые сады
Директор департамента земледелия Министерства сельского хозяйства РК Азат СУЛТАНОВ продегустировал любимый сорт яблока «Восход» и подбил «яблочную экономику»:
— Наше яблоко очень популярно в России, заходит на рынок Узбекистана, мы презентовали его на выставках в арабских странах — и тоже есть интерес. Всех поражают вкусовые качества. Но первая наша задача — насыщение внутреннего рынка. На рынке Казахстана более 30 тысяч хозяйств занимаются выращиванием плодовых культур, из них 80 процентов – яблок Основные зоны — Алматинская, Жетысуская, Туркестанская, Жамбылская области, город Шымкент.
Из 30 тысяч только более 100 хозяйств — профессиональные игроки, выращивают яблоки по интенсивной технологии, с использованием карликовых саженцев, шпалерной системы. Остальные — старые сады, дачные хозяйства, подворья, приусадебные участки. В планах – заложить еще 6000 гектаров интенсивных садов: в отличие от традиционных, дающих в среднем 7 тонн, они позволяют собрать от 30 до 50 тонн яблок с гектара.
Одно из препятствий для возрождения садов — бактериальный ожог, завезенный в середине 2000-х с посадочным материалом:
— Мы изучали опыт Ирана,Голландии, Америки, ученые говорили, что болезнь лечить невозможно, единственный выход — уничтожение зараженных деревьев. В Казахстане несколько лет действует программа возмещения фермерам стоимости уничтоженных саженцев. Единственное спасение – своевременные меры борьбы , чтобы болезнь не пошла дальше, жесткий контроль за ввозом саженцев. И производство безвирусного посадочного материала.
Слабое финансирование сокращает генофонд
Всего за весь период существования Помологического сада высажено более 4000 сортообразцов семечковых, 1000 косточковых, 1000 сортов ягодных культур. Это одна из крупнейших коллекций в СНГ. Однако на сегодняшний день она сократилась почти в 2,5 раза и насчитывает более 1600 сортов. Сказалось слабое финансирование программ по сохранению генофонда, интродукции новых сортов и селекции.
Ученые как могут своими силами поддерживают оставшийся генофонд, который год из года теряет потенциал. Создание республиканского генбанка садовых культур в условиях полевых коллекций ex situ и хладо- и криогенных коллекций in vitro позволит сохранить в Центральной Азии крупный генетический банк ценных культур. В противном случае наши правнуки никогда не узнают вкуса местной черешни, абрикоса, а яблоки будут изучать только на картинках.