Семь лет казахстанцы возмущаются, что даже за незначительное нарушение ПДД многим приходится отдавать ползарплаты. Кто поставил казахстанских водителей на счетчик? И почему эксперты требуют провести антикоррупционное расследование и выяснить, куда все эти годы уходили миллиарды из карманов обычных казахстанцев?
Я помню, как один мой знакомый, приехавший в Алматы из области, умудрился насобирать за 2 дня штрафов почти на 150 тысяч тенге. При этом он не лихачил, не бузил на дорогах – просто не знал город и наделал огрехов, расплата за которые оказалась для него практически непосильной. Доход семьи с двумя детьми не превышал 100 тысяч тенге, однако никого это не тревожило. У системы, как известно, нечеловеческое лицо. Бедолаге пришлось оформить миникредит под залог машины, чтобы расплатиться. А план таксовать в мегаполисе был вычеркнут из его списка гениальных идей для выживания.
В 2015 году штрафы в Казахстане выросли по взмаху волшебной палочки. Люди возмущались, эксперты выступали с заявлениями, что они не соответствуют уровню жизни – самые большие в СНГ, и почти сравнялись с европейскими. При этом уровень жизни у нас совсем не швейцарский. Но, несмотря на это, административная дубинка работала четко, и вскоре в бюджет потекли миллиарды рекой. Но в бюджет ли?
“Всевидящее око”
Конечно же, по совершенно случайному стечению обстоятельств спустя полтора года после резкого увеличения размеров штрафов появилась информация о том, что вскоре на улицах города появятся камеры и отныне за порядком на дорогах будут следить через специальную систему “Сергек”. Презентация ноу-хау звучала впечатляюще: аппаратно-программный комплекс был разработан казахстанскими специалистами, установка камер и всей программы – за счет самого разработчика. Подарок судьбы, не иначе.
Весь проект был упакован в яркую обертку под названием ГЧП. В тот период это было самое модное слово в стране. На него возлагались огромные надежды. На сайте миннацэкономики Казахстана он был расписан как “взаимовыгодное сотрудничество государства и частного сектора в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства”. Проще говоря, предприниматель приходит со своим продуктом, говорит, сколько это будет стоить, при этом выполняет все работы за свой счет, а потом государство возвращает ему затраты.
Спустя годы о ГЧП уже не будут говорить в восторженных тонах. Некоторые “бизнесмены” настолько расстарались воплощать идеи “за свой счет”, что у государства возникли перед ними огромнейшие долги.
Суммы за гениальные идеи оказались порой так велики, что расплата за них стала кабалой на долгие годы. В 2019 году Президент ТОКАЕВ скажет, что “сама идея ГЧП дискредитирована”. А заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Рустам ЖУРСУНОВ сообщит, что “проверки Генеральной прокуратуры показали, что ГЧП стало одной из форм подмены госзакупок. По сути, это скрытое бюджетное финансирование”.
Но при чем здесь размеры штрафов за ПДД, скажете вы? При том, что они наполняли бюджет, который, в свою очередь, активно расходовался на выплату компании, установившей камеры. Согласно договору, стороны предусмотрели источники возмещения затрат и получения доходов, а один из таких источников – КИЗ (компенсация инвестиционных затрат) в размере 8 393 832 000 тенге только в столице. Далее сумма была пересмотрена и составила 8 250 067 000 тенге. Многие скептически отнеслись к такой сумме. Однако подробности ценообразования так и остались тайной. Ведь исполнитель платит сам! Уведомление о штрафе по СМС: почему "засекретили" нарушения водителей
В 2019 году, когда критика ГЧП достигла самого высокого уровня, было озвучено, что отныне приоритеты будут отдаваться ГЧП, где не предусмотрено полное возмещение из бюджета. Но сделка века уже состоялась. Системы “Сергек” и в Нур-Султане, и в Алматы были переданы государству. При этом полюбовно, ведь в договоре заранее предусмотрели, что при передаче в коммунальную собственность “уменьшение стоимости” невозможно. Согласитесь, теперь уже фраза, что проект “осуществлен за счет средств разработчика” звучит странновато… Выплаты шли в темпе быстрого вальса. Сумму раскидали за считаные годы. Еще бы, ведь в первый же год “Сергек” “заработал” в столице более миллиарда тенге.
Штраф для миллионеров
На днях Президент Токаев озвучил шокирующие цифры: в стране половина населения живет на 50 тысяч тенге. Кто эти люди? Простые работяги, таксующие ночами, чтобы заработать дополнительную копейку. Многие приезжают в город. Да, плохо знают его, нарываются на штрафы, непомерные штрафы. Если уж мы равняемся на Европу, то почему бы не вспомнить, что там размер штрафа высчитывается в зависимости от благосостояния человека. И в топе самых больших штрафников, пополняющих бюджет страны – миллионеры, а не таксисты из Гульдалы.
АЛМАТЫ