Автора идеи, продюсера и актрису из США Гаухар НУРТАС мы застали во время ее визита в Алматы и спросили о судьбе ленты, где на двоих – один муж.
Эта социальная драма снята на частные средства, в Алматы и Лос-Анджелесе, бюджет проекта не разглашается. В главных ролях: Ерик Жолжаксынов, Тунгышбай Жаманкулов, Гаухар Нуртас, Жанель Макажан и голливудский актер Джексон Рэтбоун, сыгравший в свое время вампира Джаспера в популярной саге “Сумерки”. Режиссером выступил Евгений Чельцов. По словам продюсера, которая сыграл роль байбише – старшей жены, к концу апреля фильм будет полностью закончен. В казахстанский прокат он выйдет ориентировочно в сентябре, но сначала его “обкатают” на фестивалях.
Измены – это материально невыгодно!
– Для западной публики, и в частности для американской, понятие второй “жены” существует? Насколько они с ним знакомы?
– Я бы сказала так: в Европе это достаточно частое явление, но принимает разные формы. Поскольку мне было интересно, я сделала исследование данного вопроса. Совсем прямой формы, как у нас здесь, на Западе нет, но в скрытой – тема существует. Например, в Англии даже есть сайты типа “Женатый сладкий папочка”, прямо такие торговые отношения между людьми. В Германии, насколько я знаю, может так быть, что мужчина с понедельника по четверг в одной семье живет, остальную часть времени – в другой. В Латинской Америке это очень распространенное явление, часто встречается оно в Индии, в мусульманских странах. В Китае достигло апогея, там есть целая иерархия токалок.
Само явление я привязываю к капитализму. Некоторые делают отсылку к прошлому народа, хотя на самом деле это глупости. В прошлом институт токал был во имя созидания, укрепления, выживания семьи, сейчас нет привязки к таким целям, возможно, что есть частные случаи-исключения.
В США этого явления нет. Там мужчины и женщины по закону абсолютно равны. В каждом штате разные законы, но есть штаты, где если один из супругов сможет доказать неверность второго, то забирает все имущество. Измены просто материально невыгодны! Очень чревато и наказуемо. Я думаю, что в этом смысле закон сильно защищает американских женщин.
– В фильме вы пытались обобщить все или рассматриваете чисто казахстанский случай?
– Я бы не взялась просто за казахстанскую историю, наверное, это было бы не очень интересно, если это только не какой-то исторический сюжет. А вообще тема кризиса института семьи, к сожалению, актуальна везде.
Примерный семьянин из Голливуда
– Каково ваше личное мнение к такого рода отношениям? Не как продюсера, а как женщины?
– Мое личное женское отношение – я не хочу представлять себе мужчину, который бы меня попытался вписать в такие рамки. Этого не произошло бы никогда. Кстати, этот проект ни в коем случае никого не судит. У каждого – своя судьба. Фильм призван поднять вопросы, а люди пусть сами на них отвечают – там нет осуждения, но каждый из героев проходит большую стадию развития.
– Как часто встречалось вам это явление, когда жили в Казахстане?
– Никогда не слышала. Но в Алматы я не живу с начала 2000-х годов. Это новое явление – миллениума. У меня двоюродная сестра погибла от этого. Она была поставлена перед фактом, что супруг завел другую семью. Очень сильно переживала и в конце концов не справилась. Она была молодой красивой женщиной, мы все ее очень любили…
– Актеры, которые снялись в вашем фильме, считают эту особенность нашего общества дикостью, позором или чем-то другим?
– Скажу так: казахстанские актеры были воодушевлены, им очень понравился сценарий. Наверное, все здесь так или иначе с этой темой сталкивались, может, не напрямую, но косвенно. Когда я делала кастинг в США и разговаривала со своим менеджером, он предложил кандидатуру Джексона Рэтбоуна, я даже удивилась, думала, как он может быть заинтересован в проекте? По их стандартам это маленькая картина на иностранном языке. Отправили ему сценарий, он прочел, сказал, что ему нравится. А потом, уже после съемок, когда мы сидели у меня дома, пили вино, он объяснил свою позицию. Что он поддерживает семейные ценности: во-первых, он счастливый муж и отец, во-вторых, он вырос в полной семье, у него несколько сестер и мама – все сильные личности. Он очень ратует за укрепление женских прав в обществе.
Прямо сказать не могут
– На этом этапе есть уже какой-то отклик? Что говорят о вашем фильме?
– Интерес к проекту огромный, думаю, когда у нас пойдут официальные трейлеры, мы их выложим на нашей странице в “Фейсбуке”, будет еще любопытнее. Да, многие пишут, в основном меня поддерживают, но есть небольшое количество недовольных женщин. Ладно, понимаю, когда мужчины начинают злиться, а вот женщины… Они, когда смотрят на название фильма – “Токал”, наверное, думают, что я за поддержку токализма. Мужчины прямо не могут высказать свое недовольство, поэтому чаще всего от них слышу о том, что позорю Казахстан в глазах мировой общественности…
– Ваша история по мотивам чьей-то жизни или это миф?
– Сюжет вымышленный. Мы показываем людей такими, какие они есть – никто не идеален. У всех есть недостатки, но в то же время у всех есть то, за что можно любить. Я гарантирую: когда западные зрители посмотрят фильм, они захотят посетить Казахстан.
– Наши чиновники могут отнести картину к списку позорящих страну…
– Нет, не думаю. Еще раз повторяю, в этой картине никто никого не судит, просто рассказываю историю одной семьи. Я сама по себе большой поклонник нашей культуры и ее продвижения за рубежом. Проживание в США углубило это патриотическое чувство, поэтому что там опасаться, это действительно красивая картина. Мы же не в Советском Союзе живем, врать о том, что у нас все прекрасно, так не бывает. Социальная драма призвана обнажать какие-то моменты из жизни общества.
– Вы были организатором кинофестиваля в Голливуде “Казахстан: калейдоскоп картин”, что с ним сейчас?
– Теперь я решила делать фестиваль “Тенгри: калейдоскоп культур”. Также меня пригласили стать партнером Asian World Film Festival. Это новый, но довольно масштабный фестиваль кино, который организован киргизским правительством. Мне было очень приятно, что они сами нашли меня, но было бы куда приятнее, если бы меня нашло наше родное правительство и мы бы сами это делали. Я смотрю, как работают киргизы по продвижению своей культуры, – прекрасно!
Первый фестиваль был в прошлом году в октябре. Там показывают очень хорошего уровня фильмы из Азии, в жюри – люди из комиссии на “Оскар”. Поэтому, если наши режиссеры хотят показать себя, им стоит обратить внимание на этот фестиваль.