Не так давно на портале Saysat.org вышел материал под названием «Быть ли казахорусу?», в котором журналист поднял вопрос отличия казахстанских русских от российских русских.
Автор, Асель ИХСАНОВА, начинает свой материал с утверждения о том, что ментальность казахстанских русских отличается от российских. В подтверждение приводится пример сложной социализации казахских русских в России. Ведь неоднократно происходит так, что казахстанские русские возвращаются в РК, не сумев адаптироваться к реалиям российского общества. Вторым же примером автор приводит то, что эмигрировавших из Казахстана в Россию называют казахами.
Дабы разобраться в проблеме и отличиях, Асель ИХСАНОВА обратилась к директору центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрею ЧЕБОТАРЁВУ, политологу Петру СВОИКУ, блогеру Денису КРИВОШЕЕВУ и руководителю республиканского славянского движения «Лад» Максиму КРАМАРЕНКО.
Ниже медиа-портал Caravan.kz приводит выдержки из мнений экспертов.
Как считает Андрей ЧЕБОТАРЁВ, казахстанских русских характеризует открытость, позитивное отношение к другим этносам, принятие их материальных и духовных ценностей. Связано это с тем, что представители русской диаспоры с ранних лет слушают и читают казахские сказки, сморят казахстанские фильмы, а также едят баурсаки, бешбармак и прочие вкусности.
«Казахские русские также более склонны к созданию семейных союзов на интернациональной, смешанной основе, чем российские. Есть явные различия между ними и в разных социально-бытовых вопросах, включая общение, гостеприимство, отношение к людям других национальностей и т.д.», — считает политолог.
Также, по мнению Чеботарёва, русская общность в Казахстане является более сплоченной, нежели в самой России, и объясняет это тем, что различные регионы РФ отличаются друг от друга ментальными, языковыми и даже культурными составляющими, в то время как в Казахстане такого нет.
Подводя итог, эксперт называет причину того, почему русских эмигрантов из Казахстана частенько называют казахами.
«От среды продолжительного проживания никуда не уйдешь. Особенно казахстанцам в третьем, четвертом и более старшем поколениях, — заключает Андрей ЧЕБОТАРЁВ.
Далее приводится мнение Петра СВОИКА, который считает, что русских вне зависимости от среды и региона проживания объединяет единая культурная основа, которая нивелирует любые ментальные отличия. Но и различий он все же не отрицает.
«Понятно, что этносы перемешаны, крови сильно перемешаны, так как перемешанных браков очень много. Соответственно русские, распределенные по этому пространству, например, на Кавказе тесно переплетены с кавказцами, а здесь у нас в Казахстане русские и казахи — это один почти народ. Во всяком случае, те, для кого родной – русский. Очень важно, что воспитание и восприятие жизни происходит на одном и том же языке. И это казахстанских русских касается. Практически в той же степени, что и большинство казахов», — объясняет Своик.
По мнению политолога, именно это и обусловливает столь комфортное совместное проживание двух национальностей.
«Казахстанские русские – это уже наполовину казахи. Во-первых, многие просто перемешаны с казахами. Во-вторых, в любом случае, тот, кто живет в Казахстане постоянно, хорошо знает казахский, и достаточно много казахских традиций перенимаются и входят в быт как бы неосознанно, это факт, как и казахи во многом русифицируются по культуре, по обрядам. Тут есть некий симбиоз», — заключает эксперт.
По мнению блогера Дениса КРИВОШЕЕВА, ментальные отличия есть даже среди русских в России, в зависимости от региона. При этом он не видит ничего плохого в том, что русские Казахстана готовы расти в казахском культурном коде.
Он не отрицает, что «есть и те, кто связывают свою жизнь и будущее своих детей с Казахстаном, и они выстраивают соответствующие стратегии, для того чтобы максимально эффективно срастись со страной». Однако, рассуждая о дальнейшей судьбе русских в Казахстане, он категорично ставит вопрос ребром – либо уезжать, либо растворяться.
Максим КРАМАРЕНКО также считает, что между русскими Казахстана и России существуют ментальные различия.
«С одной стороны, отличия проявляются в более толерантном отношении к иной культуре, и прежде всего к культуре тех, кто проживает рядом. А с другой стороны, присуще чувство раздвоенности: малая родина здесь, а историческая родина хоть и близко, но за границей», — объясняет Крамаренко.
При этом, как считает эксперт, нельзя говорить о становлении «русских казахов».
«Можно сказать, что попытка сформировать четвертый жуз из числа русских, или «слепить» русского казаха, так и осталась журналистской затеей. Так что казахского русского пока нет и, скорее всего, не будет», — заявил Крамаренко.