Казахстанцы активно обсуждают рублевый поток в республику и выстраивают самые страшные прогнозы и опасения на этом фоне, передает Caravan.kz.
«Кто может разъяснить, что с рублем творится? Россияне у нас свалку рублевую скоро сделают», — говорится в публикации казахстанца Василия Спиваченко в одной из Facebook-групп. В комментариях под его постом пользователи тут же ринулись в активное обсуждение новости – одна девушка предположила, что приезжающие в Казахстан россияне обменивают свою валюты по очень выгодному для них курсу на тенге, после чего закупают на них доллары.
Насколько обоснованы переживания общественности и резонны их страшные прогнозы? Существует ли какие-то конкретные риски и угрозы на фоне того, что отечественные банки и обменные пункты переполнены рублевой массой? И, собственно, почему так произошло? Как банки смогут урегулировать эту ситуацию и сгладить опасения общественности?
На эти вопросы нам ответил отечественный эксперт и аналитик компании Esperio Нурбек Искаков.
«Приток рублевой ликвидности позитивен для экономики Казахстана, — обозначил в начале господин Искаков. — Если это рубли, которые идут только лишь на валюто-обменные операции, с маршрутом рубль-тенге-доллар, то помимо комиссионных доходов банковского сектора РК, а также небольших доходов сопутствующей приезду и проживанию россиян на территории Казахстана инфраструктуры, получаются еще и позитивные макроэкономические последствия». Тенге слабеет слишком быстро: эксперт рассказал, к чему ведет удорожание рубля
По словам эксперта, при первом этапе — покупке тенге за рубли — оказывается стабилизирующее воздействие на обменный курс между двумя валютами, а при второй операции — конвертации тенге в доллары США — понижение курса нацвалюты РК увеличивает доходы республиканского бюджета от экспорта.
«Если же приток рублевой ликвидности идет не только на валюто-обменные операции, а скажем, еще и на потребление, то тогда это дополнительно стимулирует и спрос в РК. Значит, и местный ритейл, и местные производители получают дополнительную прибыль от россиян, желающих воспользоваться аналогичной ситуацией, как это было в 2014 году, когда подешевевший к тенге рубль позволил казахстанцам в течение полугода закупать товары в России выгоднее, чем в РК», — добавил аналитик.
Искаков подчеркнул, что у Нацбанка и банковского сектора Казахстана достаточно инструментов, чтобы даже в случае мощного притока рублевой массы, который возможен только в случае участия в нем крупных предприятий с обеих сторон, сохранить сбалансированной чистую валютную позицию банков РК и хорошо заработать на комиссии.
«Что касается санкционных рисков, то в данном случае речь идет о «рандомных» физлицах, пусть и с российским гражданством, не находящихся в санкционных списках. Так что, никаких санкционных нарушений здесь нет, хотя, возможно, США в будущем что-то и обнаружат. Но, честно говоря, сложно представить, как США собираются запрещать Казахстану и России, крупным торговым партнерам друг для друга, запрещать совместную экономическую деятельность, частью которой являются и банковские операции», — дополнил господин Искаков.
Говоря о вероятности наиболее критичного развития событий, наш спикер предположил, что теоретически все может работать в обратной последовательности: банки РК открывают рублевые счета в не подсанкционных российских банках, покупают через них валюту на рубли, выравнивая валютную позицию.