Казахстан-Китай: плюсы и минусы взаимодействия - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+22 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан-Китай: плюсы и минусы взаимодействия

Казахстан-Китай: плюсы и минусы взаимодействия

Сегодня в Казахстане аккредитованы представительства 25 крупных китайских компаний, зарегистрированы около трех тысяч совместных предприятий, но реально работают менее двухсот из них.

  • 9 Апреля 2010
  • 16070
Фото - Caravan.kz

Эти цифры привел Оразалы Сабден, директор Института экономики МОН Республики Казахстан, на круглом столе «Влияние Китая на экономику Казахстана: угрозы и возможности».
Дискуссия, собравшая очень многих известных экономистов и политологов, дала возможность комплексно взглянуть на проблемы отношений двух стран.
Например, г-н Сабден обратил внимание на такую проблему: могут ли китайские компании, работающие в нефтегазодобывающей сфере Казахстана, принести с собой действительно современные технологии и оборудование? Способны ли они к технологическим прорывам? «Большие сомнения», так охарактеризовал свое мнение академик. То же самое — в отношении системы менеджмента на казахстанско-китайских СП в энергетической сфере. Но, тем не менее, если удастся избежать ряда негативных моментов, то, в целом, Казахстан будет иметь значительные выгоды от сотрудничества с Китаем в этой области.
— В первую очередь, это связано с общим политическим сближением в рамках ШОС двух наших государств, с возможностями тесной интеграции не только в политическом, но и в культурном плане, — заявил г-н Сабден.
Однако, в том, что касается ШОС, существует немало проблем. Одна из них — разница видения двумя крупнейшими странами-участницами Организации, Китаем и Россией, миссии и перспектив ШОС.
На это обратил внимание в своем выступлении ведущий научный сотрудник Казахстанского Института стратегических исследований Константин Сыроежкин. В Китае исходят из того, заметил он, что ШОС это первая и единственная для КНР региональная структура многостороннего сотрудничества, инициатором создания которой был сам Китай.
ШОС служит одним из механизмов адаптации КНР к процессам глобализации и регионализации мировой экономики. Поскольку сегодня в шкале интересов Китая приоритет отдан его экономическому развитию, то Пекин усматривает в ШОС потенциальный инструмент своей экономической стратегии в Центральной Азии. При этом главным экономическим интересом КНР в ШОС является не только доступ к энергоресурсам региона, но и выход на рынки объединенной Европы транзитом через Центральную Азию.
Отсюда и звучащие из Китая предложения о переносе центра тяжести работы ШОС из сферы безопасности и мер доверия на экономику, укрепление сотрудничества в сфере энергетики, приложение еще больших усилий в направлении развития сотрудничества в сфере транспорта и коммуникаций, активное содействие созданию зон свободной торговли в рамках ШОС.
Видимо, желания Китая в данном направлении простираются довольно далеко, вплоть до создания зоны свободной торговли со странами Центральной Азии и Россией. Что для остальных членов ШОС неприемлемо в силу несопоставимости экономических потенциалов с китайским. Поэтому Россия старается сохранять прежние акценты в тематике ШОС.
Как в итоге разрешится дилемма, неизвестно. Пока же Казахстану надо сосредоточить усилия на изучении Китая, что, в большой мере было упущено в предшествующие годы. Об этом говорили многие участники круглого стола.
Например, академик Сайлау Байзаков подчеркнул необходимость изучения методов и способов того, как китайцы сумели добиться своих феноменальных экономических успехов. Иначе взаимовыгодного сотрудничества с соседней страной не выстроить.
Ораз Жандосов, директор Центра экономического анализа «Ракурс», возвращаясь к теме круглого стола так, как она была сформулирована в его названии, заметил следующее. Угрозы от соседства с Китаем для казахстанской экономики есть, и они двух типов. Первый состоит в том, что действительно есть опасность того, что доля участия китайских компаний в ряде секторов казахстанской экономики может превысить уровень, безопасный для нашей страны. Пока этого нет, но тенденция именно такова.
Поэтому нужно разработать концепцию предельного уровня участия иностранных инвесторов в чувствительных секторах. Второй вид угроз совершенно объективен, он проистекает из огромного экономического роста в КНР, что создает постоянный спрос на сырье.

— Внешний спрос усугубляет то «ресурсное проклятие», которое у нас и так имеется, еще больше консервируя сырьевой характер нашей экономики. На мой взгляд, это наиболее серьезная угроза, — считает г-н Жандосов.