"Пик коммунизма", "Памятник неизвестному батыру" и другие противоречивые и порой кричащие работы казахстанского художника Ербосына Мельдибекова ждут алматинских ценителей искусства и просто людей, которым интересен современный взгляд на глобальные проблемы человечества. По словам самого господина Мельдибекова, он очень рад, что ему наконец-то удалось выставить свои работы на Родине, ведь ранее художник выставлялся лишь за рубежом, и неоднократно. Так уж вышло, что картины Ербосына Мельдибекова в мире знают лучше, чем в родном Казахстане, а нынешняя выставка — это дебют нашего соотечественника у себя на Родине.
Особенность выставки состоит в том, что ее работы расположены не в отдельном зале, как это обычно бывает, а в залах вместе с постоянными экспозициями музея. Таким необычным способом художник хотел показать непрерывную связь всех событий, которые когда-либо происходили с человечеством, связь прошлого с современностью. Здесь же тесно переплетается название выставки "Вечное возвращение". ”Все события истории цикличны, и то, что происходит сегодня, напрямую связано с событиями, скажем, XX века. Мы постоянно возвращаемся к одному, проходим те же пути”, — говорит нам автор. А если повнимательнее присмотреться, то можно заметить, что все работы выставлены не случайным образом, и их расположение несет свой смысл.
Например, в зале с картинами известного русского художника Кузьмы Петрова-Водкина по соседству расположена работа Ербосына «Карта Чигисхана, или Шкура красного коня». Эту экспозицию автор посвятил знаменитому "Красному коню" Петрова-Водкина, который был когда-то создан как символ назревающей революции. Однажды художник увидел разделанную конскую шкуру, и она напомнила ему топографическую карту Центральной Азии. По мнению Ербосына, карта Советского Союза очень похожа на карту государства Чингисхана. К тому же разделанная шкураконя характеризует собой эпоху жестокого правителя, наполненную кровопролитными завоеваниями.
Сквозная тема всех работ Ербосына Мельдибекова – его собственная автобиография. Вот скульптурная работа под названием "День рождения", которая представляет собой ряд из пяти масок. На всех масках — лицо самого художника, но в разные временные периоды. Каждый день рождения Ербосын делал слепки своего лица. А началось все в 1992 году с обычного скульптурного упражнения. Тогда Мельдибеков даже не думал создавать цельное произведение, но так получилось, что время появления каждого слепка совпадало с датой его рождения. Таким образом родился этот проект, где в хронологической последовательности располагаются бронзовые автопротреты художника.
Инсталляция из воска "Мутации" изображает бюст Ленина в разных формах и проявлениях. Используя молоток, художник превращает классический бюст в совершенно неожиданные формы. Например, если придать губам немного пухлости, то можно увидеть конголезского политического активиста и лидера середины 20 века Патриса Лумумбу. А сели вытянуть его, то мы увидим перед собой Чингисхана.
Эта инсталляция находится по соседству с нетронутым классическим бюстом Ленина, который был создан Хакимжаном Наурызбаевым.
Ербосын Мельдибеков работает не только с фотоинтсалляцией и скульптурой. В арсенале художника есть и видео-проекты. В зале периодики можно понаблюдать очень необычную видеоработу Ербосына "Пастан". Здесь появляется простой человек в тюбетейке (сам Ербосын), который подвергается различным жизненным ситуациям, и соответственно, показывает нам разные свои эмоции и переживания. Среди них двухканальные видео "Пастан" и "Аллергия", и одноканальные "Плевок" и "Шу-Чу". Впервые художник начал работу над этим проектом в 2001 году.
Это лишь малая часть экспозиций, выставленных в музее. Кроме них, здесь выставлены "Пик коммунизма", "Памятник неизвестному батыру", "Автопортрет моими руками", "Туман", "Виза на один день" и другие.
У алматинцев есть замечательная возможность увидеть произведения и других современных художников Центральной Азии — Елены Воробьевой и Виктора Воробьева, Гульнары Касмалиевой и Муратбека Джумалиева, Алмагуль Менлибаевой, Саида Атанбекова и Вячеслава Ахунова. Работы этих художников будут выставлены позже. Таким образом, открывается целый цикл монографических выставок художников.