На сегодняшний день руководящие посты в знаковых интеграционных организациях – СНГ, ОДКБ, ШОС и СВМДА – занимают казахстанские политики, и их немало, передает Caravan.kz.
В начале марта стало известно, что заместителем генерального секретаря СНГ стал Даурен Абаев. На родине он работал в МИДе, возглавлял Министерство информации и Министерство культуры и спорта.
С начала этого года ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) возглавляет Имангали Тасмагамбетов, он назначен генсеком организации на трехлетний срок. В разные годы Тасмагамбетов был премьер-министром, госсекретарем, руководителем администрации президента , акимом в Алматы и Астане, министром обороны и послом Казахстана в РФ.
Генсеком СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии) является Кайрат Сарыбай. Он был помощником президента, вице-министром иностранных дел, послом Казахстана в Турции, Венгрии, Австрии, Словении.
Среди заместителей генерального секретаря ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) значится Нурлан Ермекбаев. Он в разные годы был вице-министром иностранных дел, послом Казахстана в Китае, Вьетнаме и КНДР, секретарем Совбеза и министром обороны.
В совете Европейской экономической комиссия (ЕЭК) фигурируют Серик Жумангарин – действующий вице-премьер и министр торговли и интеграции, а членами коллегии по таможенному сотрудничеству ЕЭК являются бывший премьер и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев и бывший вице-премьер и бывший министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
Можно ли обрисовать картину с выходцами из Казахстана на руководящих должностях в этих организациях как сложившуюся тенденцию? О чем говорит такое положение дел, и насколько оно значительно и позитивно для нашей страны в рамках международных отношений, внешней политики и решения вопросов геополитического характера? Своим мнением на этот счет поделился отечественный политолог Ислам Кураев.
«Участие в интеграционных объединениях имеет большое значение для политических и экономических амбиций и интересов Казахстана, — обозначил вначале Кураев. — Пребывание РК в составе различных организаций способствует развитию и укреплению регионального и международного сотрудничества, продвижению собственной повестки дня и получению доступа к новым рынкам и ресурсам. К примеру, то же Содружество Независимых Государств (СНГ) обеспечивает платформу для экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности между бывшими советскими республиками.
Как показывает опыт, Казахстан использует кооперативный и достаточно прагматичный подход в этих организациях, стремясь сбалансировать свои интересы с интересами других стран-участниц. Например, в СНГ Казахстан подчеркивал важность экономической интеграции и стремился расширить торговые связи с другими государствами. В рамках ОДКБ Казахстан принимал участие в миротворческих операциях и выступал за расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, собственно ОДКБ и показала свою надобность, как организации, именно в Казахстане, во время трагических январских событий. В ООН Казахстан сосредоточил внимание на содействии устойчивому развитию и по сей день активно выступает за ядерное разоружение. О чем говорит назначение Тасмагамбетова генсеком ОДКБ
Оценка дипломатической силы страны – сложная задача, которая включает в себя рассмотрение множества факторов, таких как экономическая и военная мощь, дипломатические навыки, союзы и партнерские отношения, а также международная репутация. И дипломатия, на мой взгляд, – это одна из самых сильных сторон нашего государства. Казахстан во многом является лидирующей державой в Центральной Азии, и ему удалось успешно сбалансировать свои отношения с такими крупными мировыми игроками, как Россия, Китай и США, и удается делать это и по сей день, несмотря на беспрецедентную для XXI века геополитическую напряженность. На протяжении всего своего суверенитета Казахстан также играл конструктивную роль в региональных и международных организациях и смог проецировать свое влияние в таких областях, как энергетика, торговля и безопасность.
Теперь по поводу казахстанских политиков, занимающих руководящие посты в интеграционных объединениях: если посмотреть на их послужной список, то большинство из них, действительно, опытные и сильные специалисты с внушительным дипломатическим бэкграундом за спиной. Размещение своих людей в тех или иных союзных объединениях дает Казахстану целый ряд преимуществ. Дипломаты могут представлять интересы страны за рубежом, собирать информацию о политических и экономических событиях и строить отношения с другими странами и организациями. Это помогает Казахстану продвигать свою экономическую и политическую повестку, содействовать торговле и инвестициям, а также укреплять свои международные позиции. Дипломаты также могут оказать ценную поддержку казахстанским гражданам за границей, например, предоставлять консульские услуги и помощь в чрезвычайных ситуациях. А необходимость в этом мы видели по последним трагическим событиям в Турции.
Но есть, на мой взгляд, и еще один немаловажный момент. Назначения казахстанцев в верхушки СНГ, ОДКБ и т.д. – это закономерность, в значительной степени связанная с тем фактом, что Россия теряет свои позиции на международной арене в плане дипломатических отношений и т.д. Потому и приходит другая страна из региона, которая может представлять определенные интересы. Если мы говорим о крупных международных организациях, то надо понимать, что Казахстан играет связующую роль в этих вопросах. Если же мы оцениваем исключительно региональные союзы с Россией или Китаем, можно обозначить тот момент, что, укрепляя позиции Казахстана в таких организациях, страны-гиганты дают нам определенные гарантии, рычаги влияния на ситуацию и другие не менее важные преимущества».