У всех на слуху история Димаша Кудайбергена: парень, выступление которого казахстанские мэтры шоу-бизнеса ранее нещадно критиковали, стал всемирно известным благодаря китайскому конкурсу Singer, завоевав армию поклонников по всему миру. Буквально на днях 8-летний певец из Уральска Ержан Максим завоевал первое место на престижном фестивале Сан-Ремо в Италии. И это далеко не первые случаи, когда никому не известные на Родине казахстанцы в одночасье становились звездами других стран. Причем "раскручивали" их не за счет бюджета, но после того, как эти ребята становились знаменитыми, государственные чиновники тут же приписывали эти заслуги себе.
Редакция медиа-портала Caravan.kz решила выяснить – в чем причина этого явления. Мы задали экспертам три вопроса:
- Почему казахстанские исполнители, не имевшие популярности в Казахстане, становятся знаменитыми на зарубежных площадках?
- Что происходит на музыкальном рынке Казахстана сегодня?
- Что ждет музыкальную индустрию Казахстана в ближайшие годы?
Данил СОЛДАТОВ, музыкант, саундпродюсер студии SoundLab, один из основателей рекорд лейбла "SoundLab Records"
Данил Солдатов. Фото — ВКонтакте
1. — Дело в том, что спрос на таких исполнителей, как Димаш, в Казахстане невысок. Сейчас народная музыка, попса, та же той-музыка, сделанная за три копейки, заполонила рынок, и публика просто-напросто ничего другого не слышала. Поэтому исполнителям других жанров, не вписывающихся в общую картину, сложно развиваться здесь. Но в последние три-четыре года появился прогресс, и казахстанский слушатель начинает понимать, что у нас есть и альтернативная музыка.
Что касается конкурсов: здесь всё субъективно. Решение зависит от вкуса жюри и уровня их профессионализма. Взять того же Димаша – казахстанскому жюри он не понравился. В Китае – понравился.
2. — У нас происходит то же самое, что и в российском шоу-бизнесе: знаменитые исполнители, можно сказать, «глыбы советских времен», до сих пор «рулят» и задают какой-то тон рынку. Но сейчас шоу-бизнес перерос в ту стадию, когда финансовые вложения не настолько важны, как это было несколько лет назад. Один из таких позитивных примеров – Галымжан Молданазар. Сами музыканты понимают, что уже не работает тот вариант, когда тетеньки-дяденьки с деньгами придут и сделают тебя знаменитым. Надо работать, надо делать музыку и писать песни.
3. — Несмотря на имеющиеся проблемы, в Казахстане появляется хорошая качественная музыка разных жанров: рок, джаз, даже правильная поп-музыка, а не той-музыка. Последние 2,5-3 года идет хороший рост. Пройдет время, и у нас появятся огромные мэтры и настоящие специалисты. Сейчас многие уезжают за границу учиться профессиям, связанным с шоу-бизнесом, и возвращаются работать в Казахстан. Всё будет. Просто это очень долгий процесс формирования и обучения кадров.
Нурлан АБДУЛЛИН, певец, продюсер, шоумен
Нурлан Абдуллин. Фото — Радиоточка
1. — Нашему народу присуще критиковать. Мы не ценим, когда наши таланты рядом. А когда они загораются – мы начинаем завидовать. Жалею людей, которые так ведут себя по отношению к нашим ребятам. Недавно видел Димаша в Астане. Поздравил, обнял и сказал: «Лучше представляй нашу страну там, а сюда приезжай в гости покушать бешбармак и выпить хорошего кумыса». Просто потому что у нас нет рынка шоу-бизнеса как такового. Здесь всё хаотично.
2. — Сейчас в тренде совсем другое – весь шоу-бизнес превратился в какие-то «веселушки». К сожалению, тот электорат, который умеет по-настоящему оценивать, уже слушает музыку где-то на Лазурных берегах. Надеюсь, что такие ребята как Димаш изменят тренд и поменяют музыку в нашей стране.
Проблемы в казахстанской музыке – это проблемы не только музыкального характера, а социального. Знаете, говоря о Димаше, есть такое понятие – у победы много героев. Это всегда так. Его достижение равносильно золотой медали на Олимпиаде, а похлопать его по плечу и сказать: «Мы молодцы» – это ничего не значит. Так делают, когда ты на взлете своей популярности, а когда ты непопулярен – о тебе не говорят. Возьмите в качестве примера Илью Ильина.
3. — Нам нужны некие организации, которые заботились бы о наших деятелях культуры и спорта. У них должны быть гранты, стипендии, какие-то социальные пакеты. Тех ребят, которые уже стали известными, нужно поддерживать дальше. Нужно выявлять таланты, нужно вкладывать в них деньги и развивать их. У нас элементарно не умеют ставить звук и свет – талантливых в этой сфере ребят нужно выявлять, отправлять на учебу. Они вернутся и сделают всё великолепно. Иначе ничего не изменится. Открытие той же Азиды (и Универсиады в Алматы – прим.ред.) делали россияне.