Об этом, по словам специалистов строительной отрасли, вот уже на протяжении предыдущего полугода говорят руководители строительных компаний и заводов, работающих в Астане и поставляющих на рынок материалы для строительства. Кроме того, их с их мнением соглашается и коммерческий директор NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, о чем она заявила на XVI международном конвенте «Мир торговли», состоявшемся в Алматы в прошлом месяце.
В своих высказываниях представители Союза строителей делают упор на непрекращающийся рост цен на стройматериалы, на увеличение стоимости самого жилья – причем не важно, первичное оно или вторичное, на отсутствие доступных ипотечных программ для всего населения, а не только для пары-тройки социально незащищенных слоев. Плюс растущая инфляция во всех секторах экономики, что по итогам прошлого года перешагнула рубеж в 25 вместо предполагаемых 4-5 процентов, и которая серьезно отразилась и продолжает отражаться на строительном секторе.
Все это, по мнению представителей ССК, «способно привести не только к снижению уровня жизни населения, но и к падению производства и объемов строительства».
Глава государства в ходе прошедшего на днях совещания по вопросам развития столицы подчеркнул, что «в городе высокая рождаемость и большой миграционный приток, нельзя забывать также и о том, что при снижении темпов строительства без работы в Астане могут остаться около 30 тысяч человек». Тогда как в целом по республике увольнение может коснуться 500 тысяч специалистов.
По цепочке же безработица специалистов в строительной сфере приведет к кумулятивному эффекту и стагнации в смежных с ней сферах – в производстве строительных материалов, логистике, транспортных перевозках, общепите, мебельной промышленности, образовании, здравоохранении, туризме.
— То есть веерный эффект повлечет за собой сокращения в других отраслях. Причем главным риском высвобождения рабочих мест и отсутствия альтернативы для специалистов станет обострение криминогенной обстановки в Астане, — считает председатель Союза строителей Казахстана Талгат Ергалиев.
Также, по его словам, «если «в столице в 2023 году не появится по-настоящему доступных ипотечных программ, то объемы сокращения строительства, причем не меньше чем на 50 процентов, все-таки станут реальностью».
— В стране около 82 процентов от общей доли приобретающих жилье являются ипотечниками, и сокращение доступных ипотечных программ приведет к тому, что значительная часть граждан, планирующих приобрести жилье, не сможет этого сделать, — подтвердили в ССК, беспокоясь о казахстанцах, которые в новых условиях не смогут приобретать жилье на комфортных условиях. Тем более, что выяснилось – 100 миллиардов тенге, выделенные на 2023 год на ту же программу «7−20−25», в три раза меньше объема, который был выделен на нее в прошлом году. Строительные компании могут обанкротиться в Казахстане без льготной ипотеки
— Оказывается, даже данная госпрограмма подверглась изменениям и сокращению выделяемых средств, и эта сумма абсолютно несопоставима с потребностями казахстанцев в жилье, — считает Ергалиев.
Что подтверждает и оператор программы АО «Казахстанский фонд устойчивости», согласно данным которого, только в одном декабре 2022 года еженедельный объем кредитования по программе «7−20−25» составлял 15 миллиардов тенге.
— Исходя из этих расчетов выделенных 100 миллиардов тенге хватит лишь на полтора месяца. Тогда как сегодня для удовлетворения потребностей казахстанцев в ипотеке только по этой программе необходимо не менее 350 миллиардов тенге в год, — отмечают в фонде.
Но вместо этого сегодня в той же Астане, не говоря уже о других городах республики, без разрешительных документов возводится более 90 жилых комплексов. Почему?
Все просто: оказывается, строительные компании всего лишь оплачивают незначительный штраф за нарушения и… продолжают привлекать средства горожан.
О чем, кстати, стало также известно в ходе уже упомянутого совещания по развитию столицы, которое прошло с участием главы государства.
— Правительству следует ужесточить меры госрегулирования. Нельзя допускать, чтобы застройщики привлекали средства дольщиков в обход законодательства. К этой работе должно подключиться и Агентство по финансовому мониторингу, — заявил президент Казахстана.
Тем более, что в предыдущие два года удорожание стоимости квадратного метра превысило 80(!) процентов – и не только в обеих столицах. Плюс, согласно официальному отчету председателя Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета РК Натальи Годуновой, «удорожание строительных материалов и вовсе произошло в коридоре от 50 до 100 процентов».
Таким образом, инфляция, съедающая доходы населения и условия коммерческой ипотеки, абсолютно не дает, да и не может дать никакой возможности значительной части казахстанцев приобрести жилье на выгодных для них условиях. Как это можно наблюдать, например, в тех же США или в Германии, где, согласно данным одного из международных рейтинговых агентств, сегодня «происходит падение цен на жилье».
Но прогнозы международных специалистов, касающиеся снижения цен или замедления их роста, затрагивают именно развитые страны. Тогда как, согласно данным аналитиков из Risk Takers, Казахстан относится к странам развивающимся, отчего «отечественный рынок жилья уже сталкивается с образованием так называемого «пузыря». В подтверждение приводя данные своих экспертов:
— Так, абсолютные цены на новое жилье за прошлый год выросли в республике с 354,7 тысячи до 435,9 тысячи тенге – то есть рост составил минимум 23 процента за квадратный метр. Да и то эта цифра – средняя по Казахстану, поскольку в каждом населенном пункте, что подтверждают совершенно отличные от приведенных расценки в Астане и Алматы, существует своя шкала ценообразования. Вторичный рынок вырос еще больше – с 282,3 тысячи до 489,7 тысячи тенге за квадрат, показав рост более чем на 73 процента. В Казахстане предлагают защитить отечественных застройщиков от наплыва российских компаний
Но выше всего в цене поднялась аренда жилья – на 149 процентов, что в цифровом эквиваленте выразилось от 1,9 тысячи до 4,8 тысячи тенге за квадратный метр.
А это значит только одно: уже в самом ближайшем будущем казахстанцы, особенно в таких городах, как Астана и Алматы, рискуют вообще остаться безо всяких квадратных метров, то есть, попросту говоря, без жилья.
Астана