Казахстанцев вынуждают платить еще большую квартплату - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанцев вынуждают платить еще большую квартплату

Казахстанцев вынуждают платить еще большую квартплату

Вот мы с вами живем и не знаем, какие судьбоносные для нас решения сейчас принимаются в тиши кабинетов. И кто бы мог подумать, что застрельщиком перемен выступит не кабинет министров, не депутаты, а акционерное общество.

  • 2 Ноября 2016
  • 6274
Фото - Caravan.kz

Про АО “”Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (АО “КазЦентр ЖКХ”) мы поминали не так давно в связи с действующей при них справочной службе, называемой сегодня на модный лад call-center. Появилась сея организация на карте ЖКХ постановлением правительства РК от 30 октября 2009 года № 1725, со стопроцентным участием государства в уставном капитале. И вменялось ей в обязанности, говоря по-простому, навести порядок в сфере жилищно-коммунальных отношений.

Приведем перечень, указанный в постановлении:

“1) повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства в целях его модернизации и развития;

2) проведение аналитических и научных исследований, внедрение инновационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

3) определение оптимальной модели модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства;

4) осуществление комплекса мер, направленных на профессиональное обучение в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

5) внедрение современных методов управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства”.

Уж не знаем, чего такого данное АО реформировало пять с лишним лет, но, судя по недовольству граждан, хлеб с маслом на бюджетные денежки ели они, похоже, зря. Получили или нет руководители данной организации волшебный пендель, сами понимаете, откуда, – не знаем, врать не будем, но пустились воне во всю прыть реформы внедрять.

Наши денежки тю-тю

Задумали руководители АО собрать воедино все деньги, перечисляемые на капитальный ремонт дома собственниками на один счет, на языке чиновников это называется: “внедрение механизма централизованного накопления средств населения на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов”. Информации в открытом доступе мало, поэтому будем исходить из того, что размещено на сайте этой организации.

Первой испытательной площадкой назначена столица Астана, второй – Алматы. Хотя механизм реализации данного внедрения не описан, его инициаторы то ли по незнанию, то ли по еще какой-то причине, но внесли в кабинеты чиновников предложение, прямо нарушающее действующее законодательство и права собственников. Поскольку только они имеют право решать вопросы по накоплению, размеру и расходованию средств (Закон РК “О жилищных отношениях”, статьи 42-1 и 47).

Сама по себе инициатива выглядит довольно странно. Напомним, люди, то есть собственники квартир, были недовольны не тем, что нужно открывать сберегательный счет (на это били отдельные председатели КСК, чтобы вовсе деньги не собирать), народ не устраивал размер платежей – 0,02 кратность МРП за квадратный метр (в 2016 году это составляет 44,24 тенге / квадратный метр).

Для любой среднестатистической семьи дополнительные расходы на жилье в две с лишним тысячи тенге при существующем росте цен – тяжелая нагрузка. Именно уменьшения размера отчислений на капремонт и ждут собственники от властей. Дождемся – нет, с выводами спешить не будем, поправки в закон еще депутатами не рассматривались, и у нас с вами есть время и возможность на их решение повлиять. Но, согласитесь, куда логичнее выглядело бы предложение реформаторов в этом направлении, а не наоборот.

Возьмем на содержание?

Чем еще плоха для собственников их инициатива – увеличением реальных сборов на капитальный ремонт, они будут должны содержать штат тех, кто будет обслуживать счет, принимать от них бумажки и взамен выдавать свои. Скажем, накопили вы своим домом два миллиона тенге на замену кровли, и 3–5 процентов будете должны им заплатить, а значит, двух миллионов вам уже не хватит, нужно собирать еще сто тысяч дополнительно, чтобы содержать этих ребят. Вот и выходит, что вместо уменьшения размера платежей на капитальный ремонт в итоге мы будем иметь их увеличение. Смею предположить, что эти функции и вознаграждение за них реформаторы хотят возложить на себя, мол, раз мы и так участвуем в государственной программе по модернизации жилья и у нас есть специалисты, давайте и это мы себе возьмем. Недурно…

Теперь о других минусах инициативы и якобы алчности банкиров, о которой так любят говорить некоторые председатели КСК. В одном из наших предыдущих материалов мною уже говорилось, что за этим утверждением ничего не стоит. Открытие сберегательного счета юридическим лицом, коим является кооператив собственников, его ежемесячное обслуживание стоят нуль тенге – ничего. При этом по счету начисляются проценты – вознаграждение, и деньги банк возьмет с КСК, только когда кооператив их будет снимать либо перечислять на другой счет. Это не какие-то баснословные суммы, а с учетом полученного дохода за годы сбережения средств – так и обсуждать нечего. Названные условия прописаны во всех казахстанских банках, и ознакомиться с ними может любой, зайдя на их сайт. А что при реформе? Никаких процентов вознаграждения при варианте реформаторов не будет, а будет ежемесячная оплата банку за обслуживание счета, потому что он будет не сберегательным, а обычным текущим, и для них банки выдвигают уже другие условия. Так что и здесь для собственников выгоды никакой – один расход.

Сегодня мы с вами не станем подробно обсуждать алгоритм принятия решений по использованию накоплений на капитальный ремонт, смею предположить, что эту функцию реформаторы собственникам оставили, только толку из нее пшик. Раз деньги у них, то и взять их смогут владельцы жилья, только предоставив некий пакет документов, о котором пока они не рассказывают.

Другой вопрос – контроль, если даже при самом плохеньком председателе любой собственник по закону имеет право ознакомиться и снять копии с банковских выписок, то здесь такого удовольствия никто не предоставит – на счету ведь будут деньги не одного КСК, а всех, так что и нос совать вам нечего, скажут “хранители ключа”. Тогда как контролировать поступления и расход, а как быть с нецелевым использованием и кто ответит за воровство, если что, – вопросы, на которые ответы отрицательные. Ну и кто, наконец, будет платить за аренду офиса куратора, а за телефоны, свет, Интернет – вот и выходит еще та кривая.

Были ваши – станут…

Но это не единственная инициатива реформаторов из АО. Буквально пару недель назад провели они встречу с общественностью: председателями КСК Астаны – ПК “Юбилейный”, КСК “Океан” и КСК “Гүлдер”, и общественной организацией “РОО “Общественный защитник”. На обсуждение ими был представлен проект новой модели жилищных отношений. Процитируем по сообщению на сайте организации: “В частности, по принципу “Один дом – одно объединение” предлагается в каждом отдельном объекте кондоминиума создать объединение собственников квартир (ОСК), которое будет осуществлять контрольно-надзорные функции, представлять и защищать интересы собственников квартир в каждом МЖД (многоквартирный жилой дом. – Ред.), хранить документацию по МЖД (правоустанавливающие, финансовые, бухгалтерские документы)”. И далее реформаторы предлагают “наделить” данное объединение функциями, которыми сейчас обладает разве что староста дома. Судите сами, по задумке разработчиков, ОСК будет заключать договор с управляющей компанией, обязательно хорошей, которая, конечно, не только будет вести работы по содержанию дома, его текущему и капитальному ремонту, но и получит право распоряжаться банковским счетом КСК, или, как его назвали разработчики, МЖД. “Расходование средств со счета станет возможным только после письменного согласования с председателем ОСК”, успокаивают реформаторы. Но если мы с вами вспомним другую инициативу – “внедрение механизма централизованного накопления средств населения на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов”, о которой шла речь выше, то вряд ли такое предложение выглядит уж столь безобидным. Тем более что проблему отсутствия кворума для принятия решений реформаторы предлагают решить очень просто – уменьшить с двух третей до 30 процентов от общего числа собственников. Так что лояльные к группке активистов соседи будут решать за всех собственников: сколько денег и на что собирать, кому сколько платить и кому кем руководить.

Алматы