Такие изменения прописаны в законопроекте “О транспорте”, который уже полгода активно обсуждается в парламенте.
– Когда его получили, в нем было около 40 поправок. Сейчас – 270. Мы в него, как в оболочку для колбасы, заталкиваем всё, что могло бы решить те или иные социально-экономические вопросы государства или граждан, – рассказал руководитель рабочей группы мажилисмен Павел КАЗАНЦЕВ.
При этом часть важных тем пока осталась без корректировок. Например, решено было оставить без внимания вопросы расследования транспортных происшествий на всех видах транспорта, снижения смертности на дорогах за счет изменения конструкторских решений.
Последние поправки, которые обсуждают эксперты, касаются авиации: Президент поручил создать в Казахстане лоукостер, но нынешнее законодательство этого сделать не позволяет. Более того, как отметил Павел Казанцев, изучив мировой опыт, члены рабочей группы поняли, что понятия “бюджетная авиация” не существует.
– Мы перелопатили уйму законов со всего света и нигде не расписано понятие “лоукостер”! Есть нормы, согласно которым при соблюдении тех или иных стандартов судна, обслуживания пассажиров и так далее снижается тариф на авиаперевозку. Собственно, мы так и будем двигаться, – говорит Павел Казанцев.
Населению все эти законотворческие тонкости не особо интересны – люди хотят летать. Дешево, но безопасно. По подсчетам экспертов, запуск лоукостера за год повысит в Казахстане число авиапассажиров с одного миллиона до трех. При этом в новом законе прописаны возможности удешевления билетов и на обычных рейсах.
– Лоукостер – это голая перевозка. То есть человеку на борту не будет предоставлено питание, возможность перевоза багажа, чуть менее комфортны сиденья. Тариф, конечно, можно корректировать: летишь с чемоданом – доплати за него, хочешь питание – доплати и так далее. Но, чтобы удешевить и обычные рейсы, мы прописали возможность снижения тарифов на них для тех пассажиров, которые летят без багажа. Там и так достаточно гибкий тариф в зависимости от сроков покупки билета, возвратности или нет, теперь вот еще одна возможность экономить появится, – говорит мажилисмен.
Культура пития
В целом поправки в транспортное законодательство должны будут способствовать развитию туризма в стране. Дешевые авиабилеты – это не единственный плюс. Максимально подробно будут расписаны нормативы строительства дорог и дорожной инфраструктуры, придорожного сервиса и так далее. Акиматы будут отвечать и за кафе, и за туалеты вдоль трасс. Стало быть, начнут активнее строить эти важные объекты.
Еще один подарок разработчики приготовили тем, кто любит отдыхать по принципу “all-inclusive”. Если до сих пор продажа алкоголя в поездах и на морском транспорте была запрещена, то совсем скоро ситуация изменится.
– Зона продажи алкоголя не была отрегулирована на транспорте вообще. Между тем без этого нам никак не развить туризм. Например, финны ездят в Россию в том числе и за выпивкой. Почему бы и нет? Турист хочет, например, обозревать красоты, проплывая на лайнере, и абсолютно легально потягивать алкогольный коктейль. И продавец не должен бояться, что придет какой-нибудь служитель закона и оштрафует его, – говорит Павел Казанцев.
Зато дороги будут целы
Впрочем, основная цель изменения транспортного законодательства – это сохранение дорожного полотна. И тут нас всех ждет очень большой сюрприз. Помните, огромные фуры и КамАЗы, доверху груженные? Совсем скоро их не будет. Есть у дорожников такое понятие, как “нагрузка на ось”. Максимально допустимая, чтобы не портить дорогу во всем мире – 12 тонн, хотя в идеале – 8, особенно в период паводков или иных природных неурядиц. Но по Казахстану можно ездить с любым перегрузом, получив на то специальное разрешение. Оно, конечно, стоит денег, но сумма не столь значительна.
– В какой-то момент, возможно, это было оправданно. Нам надо было вовлечь в экономику как можно больше инвесторов, и наше законодательство было либерализировано. Но сейчас время изменилось. Мы стали строить капитальные трассы, а они стоят очень дорого. И убивать их перегрузами было бы просто нерационально. Значит, пора вводить ограничения. Да, бизнес будет недоволен: гораздо проще один раз купить разрешение и делать что хочешь. Транзитники будут недовольны, потому что раньше они гнали перегруженные фуры и КамАЗы, но иначе никак, – прогнозирует Казанцев.
Мажилисмен говорит, что на рабочих группах спорили очень долго, но в итоге руководители отраслевых транспортных союзов идею поддержали. Впрочем, председатель ОЮЛ “Ассоциация национальных экспедиторов РК” Теодор КАПЛАН уже давно выступал за введение этой меры.
Как он уверяет, у бизнеса есть возможность либо усилить свои фуры дополнительными осями, либо купить прицепы и новые автомобили.
– Это будет даже не удорожание. Это будет снижение сверхрентабельности. Понятное дело, что если частник купил 40-тонный КамАЗ, он будет стараться использовать его по максимуму. Но кто больше всех возмущается плохими дорогами? Он же и возмущается! Государство в некачественном строительстве обвиняет. Извините, но надо и на себя обратить внимание. Государство не в состоянии все дороги строить по такому же стандарту, что и военные аэродромы, – денег не хватит. Стало быть, нужны иные способы сохранения полотна, – выражает солидарную позицию членов рабочей группы по обсуждению поправок Павел Казанцев.
Эксперты даже подсчитали, что один прицеп окупится за 7–8 месяцев. И все хорошо, но маленький нюанс. У нас многие камазисты за законотворчеством не особо следят. Когда вводили норму о GPS-маячках, как все возмущались, помните? А там речь шла о достаточно небольших затратах. А сейчас надо полностью обновлять парк либо грузить в несколько раз меньше. К гадалке не ходи, чтобы предсказать волну недовольства, которое закончится, скорее всего, удорожанием всего на свете. Потому как любой товар, попавший на прилавок самого люксового магазина, привозит простой дальнобойщик, которому все идеи правительства по сохранению дорог и сдерживанию цен не особо интересны.
АСТАНА