— Александр Юрьевич, Касым-Жомарт Токаев заявил, что предстоящий Астанинский саммит ШОС пройдёт под лозунгом «Укрепление многостороннего диалога – стремление к устойчивому миру и развитию». Какие, на Ваш взгляд, ожидания у представителей сторон от съезда?
— Прежде всего Беларусь вступает, там десятка получается. Конечно, изначально ШОС задумывалась как история абсолютно азиатская. Беларусь абсолютно славянская страна со всех точек зрения, со всеми плюсами и минусами, но господин Лукашенко сделал евразийский выбор, честь ему и хвала. И он активно сотрудничает не только с Россией, но и с Китаем, с Казахстаном, с Азербайджаном, вот недавно ездил. Более того, он собирается, я только не понял, поставить или построить в Карабахе агрокомплексы. Соответственно, таким образом он поддержал господина Алиева, как и Россия, что Карабах – это Азербайджан. На самом деле не так много в мире объединений, где действительно уважают не на словах, а на деле права всех участников. ШОС такая организация. За день до смерти президента МИД Ирана сказали, что возможно появится какая-то национальная единица БРИКС, которая нанесёт удар по доллару. На самом деле в рамках ШОС тоже может что-то такое появиться. Но надо понимать, это не то, что Россия от рубля откажется, а Казахстан от тенге, нет конечно. Это будет что-то похожее на экю Евросоюза в 80-е годы. То есть, это какая-то денежная единица виртуальная, которая будет использоваться для внешней торговли. Вполне возможно, что это будет цифровая валюта. В Казахстане я не знаю есть ли запуск, но технологии к цифровому тенге готовы. А может быть это будет крипта. Во многих странах мира, в том числе в России, Турции идёт сейчас принятие законодательных актов по легализации промышленного майнинга. Может быть как раз что-то такое будет в плане крипты. Так или иначе я думаю, что вопросы цифровизации промышленного майнинга однозначно будут на Саммите ШОС обсуждаться, в том числе по инициативе российской стороны. Потому что всё-таки мозгом и основным драйвером цифровизации в РФ является лично господин Мишустин. Он налоговик. Соответственно всё автоматизировать, это его идея, и Россия добилась определённых успехов, онлайн-банк и так далее.
— Что Вы думаете об Инициативе ШОС «О мировом единстве за справедливый мир и согласие», предложенной Казахстаном?
— Ну дай Бог, если так будет. По крайней мере это предполагает мир без санкций. На самом деле, если посмотреть санкционную историю, это не только Россия даже, наверное, в большей степени это Китай и санкции со стороны Штатов. Я так понимаю, что Франция собирается сейчас вводить санкции против Азербайджана. Как и против Беларуси уже введены. Соответственно, эта история очень нехорошая. Как мы видим, страны ШОС испытывают санкционное давление. Запад выбросил все разговоры «на помойку» о свободной торговле, о конкуренции и так далее. Соответственно, что можно сказать, будет хорошо, если предложение господина Токаева будет реализовано.
— В условиях глобальной стратегической неопределённости, особую важность обретает применение комплексного подхода, учёт интересов всех сторон и постоянный поиск компромиссов. Об этом заявил Президент РК. Какие у Вас мысли на этот счёт?
— Это свидетельствует о том, что должны уважаться права всех стран – больших и маленьких. Не должно быть никакого диктата. Тут есть ещё такой момент, когда 750 лет назад империя чингизидов распалась, они всё равно торговали друг с другом, и это было похоже на такую большую конфедерацию. И так как все были друг другу родственниками, то уважалось право всех. То есть, фактически он берёт ту историю, которая была 750 лет назад, и старается перенести в наше время. Вообще наследие великой Ясы и первых чингизидов, как мне кажется, оно очень недооценено современным человечеством. Я думаю, что будем к нему возвращаться. Там много всего интересного и полезного: свобода вероисповеданий, защита дипломатов и так далее.
— На какие ещё инициативы, озвученные К. Токаевым Вы обратили особое внимание?
— Казахстан выступает в Евразии арбитром во многом. Это и недавние переговоры Армении и Азербайджана. Плюс Казахстан выступает за интеграцию экономик и цивилизаций в Евразии. Это связано с различными китайскими проектами, и с различными проектами России. Я бы ещё выделил Союз тюркских государств, это тоже крупнейшее Евразийское объединение. Но вроде бы оно поуже, чем ШОС, там только тюркские республики. Фактически, это бывший СССР + Турция. Но этот момент тоже очень важен.
— Какое значение имеет Шанхайской организации сотрудничества? И какие у деятельности ШОС есть перспективы?
— Большое значение. Это геополитика. Как раз, когда Россия говорит о многополярном мире, это не обязательно какая-то страна, полюс. ШОСовцы тоже полюс. Полюс куда входят разные страны и которые уважаемы друг другом. Можно сказать, что есть семёрка западных стран, а можно сказать, что есть ШОС. Можно сказать, что есть БРИКС. Условно, Россия и Китай входят в БРИКС, но также входят в ШОС. Поэтому одно другому не мешает. Что касается перспектив Организации, прежде всего, это единый рынок и конечно возможность вместе выступать против санкционного давления со стороны запада, потому что, я так понимаю, у нас санкции вводят только западные страны, но и прежде всего США.
— А какую роль в развитии ШОС играет Казахстан?
— Казахстан вообще стоял у истоков, наверное, всех основных проектов, начиная от СНГ и Евразийского Союза. ШОС, в принципе, объединение уже достаточно старое, но вряд ли оно бы могло сформироваться без Казахстана. Надо понимать, что РК – это крупная экономика и очень крупная страна по географии. И вряд ли в Евразии возможны какие-либо интеграционные проекты без участия Казахстана. Ваша страна привлекает достаточно большой объём иностранных инвестиций во многом. Произошло казахское экономическое чудо, в три раза добыча нефти увеличилась с советских времён, это было достигнуто за счёт иностранных инвестиций. Инвесторы они смотрят целиком на страну – вкладывать или не вкладывать. Если бы Казахстан не играл такую важную роль, то вряд ли бы ему удалось достигнуть соответствующих результатов.
— Как Вы оцениваете проекты, реализуемые нашей страной в рамках деятельности Организации?
— Положительно оцениваю. Моё мнение, Евразия должна быть единой. Это не то, как во времена СССР, одна страна. Но она должна быть едина в экономическом плане и в культурном. И соответственно, чем больше будет форматов сотрудничества, тем лучше. Мы живём в современном многополюсном мире и для того, чтобы быть современной страной 21 века, страна должна быть открыта, участвовать в различных международных форматах, но прежде всего в форматах с соседями, и ШОС здесь конечно идеально подходит.