Отечественные аналитики подготовили инфографику о том, перед какими странами накопились наибольшие обязательства по внешнему долгу. По данным Нацбанка, задолженность Казахстана на 1 апреля 2022 года составила свыше $160,8 млрд.
Наибольший объем долга по-прежнему приходится на Нидерланды – $41,6 млрд. За пять лет он сократился на 14,4 %. Далее следуют Великобритания, задолженность перед которой составляет $18,5 млрд (-18,1 %), и Россия – $14,1 млрд. Обязательства перед нашим северным соседом с 2017 года увеличились аж на 46,8 %.
Внешний долг в размере $160,8 млрд – насколько это серьезный и значительный показатель? Что можно сказать о вышеописанных цифрах, чем они охарактеризованы и почему приходятся именно на эти страны? Какой прогноз можно сделать относительно внешнего долга Казахстана перед Россией? Чем обусловлен столь резкий скачок, насколько он велик? И какое значение задолженность перед Россией имеет для казахстанской экономики? Есть ли что-то примечательное в этой ситуации или же она вполне объяснима и понятна? Будет ли он расти, и ощутят ли это на себе рядовые граждане?
Медиа-портал Caravan.kz приводит мненич отечественных экономистов и аналитиков.
Мурат Кастаев, казахстанский экономист и генеральный директор DAMU Capital Management:
«Растущий внешний долг Казахстана – это всего лишь отражение углубляющейся взаимосвязи между экономиками РК и РФ. Рост на 47 % за 5 лет – это рост менее чем на 10 % в год, что в целом нормально, учитывая растущее влияние РФ на РК.
Уверен, с этого года тренд развернется, привлечение денег РФ теперь будет невыгодным, а где-то и невозможным, экономические ресурсы РФ будут расходоваться на замедление экономического спада, и избыточных средств у ее государственных и частных финансовых институтов уже не будет. Также, с учетом санкций против РФ, привлечение средств в российских структурах, или, наоборот, размещение долговых инструментов в РФ тоже будет достаточно рискованным и токсичным для репутации и для баланса шагом.
Поэтому глобально тут комментировать нечего, общий внешний долг Казахстана достаточно низкий по отношению к ВВП, страна имеет серьезные резервы в виде Нацфонда и ЗВР Нацбанка. В стратегическом плане, безусловно, Казахстану стоит вернуться к многовекторной внешней политике, выправляя чрезмерный крен в сторону РФ в последние годы. Отдаление РК от РФ неизбежно скажется и на экономических связях, и долговые обязательства тоже будут более диверсифицированными. В ближайшие годы я ожидаю снижения долга перед РФ и увеличение долговых обязательств перед европейскими странами и особенно – перед КНР, так как именно растущая китайская экономика заменит собой слабеющую российскую в товарообороте и влиянии на экономику Казахстана». Велик выбор потенциальных строителей атомной электростанции в Казахстане, но, кроме Москвы, и выбрать-то некого
Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:
«Сам по себе размер внешнего долга не может охарактеризовать уровень финансовой устойчивости страны. По состоянию на 1 апреля 2022 года внешняя задолженность Казахстана составила $160,8 млрд, на первый взгляд, это много, однако в сравнении с другими странами: Россия – $451 млрд, Китай – более $2,7 трлн, США – более $30 трлн, внешний долг РК уже не выглядит таким большим. 520 тенге за доллар: эксперты об ослаблении казахстанской нацвалюты в ближайшее время
Подобные сопоставления нам мало что скажут из-за существенных различий в параметрах экономик. Можно посмотреть и на изменение внешней задолженности в динамике, в Казахстане за год внешний долг сократился на 2,1 %, со $164,4млрд в первом квартале 2021 года до $160,8 млрд в первом квартале 2022 года. То есть мы видим, что внешняя задолженность РК снижается.
Подобные сравнения дают чуть больше понимания, но все же есть и более информативные сравнения, прежде всего это отношение государственного долга к ВВП страны. Согласно данным МВФ, госдолг Казахстана к ВВП с 2019 по 2021 год включительно вырос на 37,6 %, с 19,9 % до 27,4 %.
Несмотря на то, что рост госдолга РК к ВВП в последние два года был стремительным, текущее отношение в 27,4 % пока не представляет угрозы, потому что соответствует безопасному уровню. Для сравнения можно привести отношения госдолга к ВВП в других странах, например, в ЕС этот уровень составляет около 88 %, в США более 130 %, Мексике 50 %.
Это не значит, что Казахстану стоит продолжать столь быстро увеличивать бремя долга в экономике, Долговое «надувание» ВВП чревато ухудшением структуры долга, когда объем краткосрочной задолженности увеличивается быстрее долгосрочной, запуская спираль роста задолженности, некоторые признаки которой уже наблюдаются в РК.
К тому же мы видим, как быстро происходит циклический спад в мировой экономике. Если эта негативная тенденция продолжится, превратившись в полноценный циклический кризис, как в 2008 году, то госдолг Казахстана резко возрастет, а ВВП сократится. То есть бремя долга в экономике Казахстана в ближайшие год-полтора может значительно возрасти, перешагнув границу безопасного уровня, а значит, и властям РК нужно более внимательно подходить к выбору, отдавая предпочтение долгосрочному долгу, одновременно сокращая краткосрочный. Контрсанкции России против Европы ударили по Казахстану
Зачастую география внешней задолженности определяется спецификой конкретной страны. Скажем на рынке госдолга США, с его высоким уровнем надежности и, самое главное, глубины, состав кредиторов определяется масштабом торговых отношений и размером средств, которые необходимо разместить. Именно поэтому двумя крупнейшими держателями внешнего долга США являются Япония и Китай.
Что касается Казахстана, то здесь география кредиторов определяется крупнейшей составляющей внешнего долга РК, межфирменной задолженностью (58 % от внешнего долга). Иностранные компании, инвестирующие в свои дочерние или совместные предприятия в Казахстане, а это в основном нефтегазовый и добывающий сектор, как раз и определяют карту задолженности РК, где лидирующие позиции занимают Нидерланды, Великобритания, Россия, США и другие страны.
Если смотреть на разбивку задолженности Казахстана перед Россией по секторам, то 17 % ($2,4 млрд) приходится на прямые инвестиции, это та самая межфирменная задолженность с упором на нефтегазовый и добывающий секторы. Еще 16 % ($2,3 млрд) приходится на банковский сектор, 5,7 % ($806 млн) — на сектор госуправления, 2,0 % ($280 млн) Россией вложено в гарантированный РК долг и 0,4 % ($66 млн) — долг по линии центральных банков.
Есть еще один раздел, он самый крупный, НБРК его определяет как «другие секторы», здесь объем задолженности $8,4 млрд., это 60 % от всей задолженности Казахстана перед Россией; однако что именно входит в нее, сказать невозможно, потому что казахстанский финансовый регулятор, ссылаясь на статью 8 закона РК «О государственной статистике», не раскрывает подробностей, которые прямо или косвенно могли бы установить респондента.
В целом стоит сказать, что Россия в 2022 году вошла в тройку крупнейших кредиторов Казахстана, что указывает на быстрое развитие экономических отношений двух стран, несмотря на высокую геополитическую турбулентность. Учитывая, что после введения жестких антироссийских санкций РК для России становится одной из важнейших площадок в новой конфигурации экономики, можно ожидать, что объем российских инвестиций в Казахстан, а значит, и объем предоставляемых в долг средств продолжит увеличиваться, помогая создавать новые предприятия и рабочие места».
Ануар Бахитханов, специалист в международных отношениях и экономике:
«Самые большие государственные долги приходятся на самые развитые страны мира. Наглядный пример – США. Государственный долг – отчасти показатель того, что экономика страны работает и инвестиции приходят. Второй вопрос – на что идут эти средства?
В общем и целом можно сказать, что Казахстан в этом отношении не выделяется из общего плана по большому счету никоим образом: у нас развивается экономика, нам требуются инвестиции и кредиты для поднятия наших инфраструктур, экономического базиса и курса развития. Нюансы касательно того, что этот долг слишком велик или же велик в сравнении с какими-то определенными странами – это, скорее, второстепенная тема. Куда важнее обратить внимание на целевое назначение инвестиций и расходов.
С другой же стороны, госдолг – это обязательство страны перед другими странами. К примеру, можно взять Арабские Эмираты – их государственный долг достаточно большой, но мы можем видеть воочию, что деньги распределяются должным образом. Это видно по их торговой системе, инфраструктуре и экономике в целом.
Зачастую долг связан с нефтяным сектором, так как одними из первых бенефициаров казахстанской нефти являются Голландия, Великобритания, США, Россия и Китай. Это выражается тем, что инвестиции со стороны этих стран были направлены в нефтяной сектор, в основном это оборудование, специалисты, компании и т.д. Мы – сырьевая страна, которая продает сырье в Европу, и это нормальный процесс. А большие суммы показывают то, что наша нефтяная сфера развивается.
Что касается РФ – в силу того, что наши экономики тесно связаны в рамках Таможенного союза и ряда других факторов, образование государственного долга – естественный процесс. С одной стороны – это вводит для Казахстана определенные обязательства, с другой – без этого экономика в современном капиталистическом строе расти не может. Естественно, государство должно иметь программу по погашению государственных долгов, по уменьшению этого показателя, но это не так критично, как зачастую обсуждается в обществе.
На сегодняшний день Россия является одним из наших основных партнеров в торговле, экономике, социальной сфере. Поэтому показатель долга в 14 мрлд вполне объясним, и он будет расти и далее. Как я сказал ранее, мы очень тесно связаны в экономических сферах. А так как сейчас идет война между Украиной и Россией, то происходит серьезный дефицит товаров. Также мы не в полной мере продаем свою нефть на Запад, что и приводит к дефициту бюджета. Одним из заемщиков все так же будет Россия. Скорее всего, показатель увеличится процентов на 50 точно в течение 2-3 лет. Граждане не будут ощущать это в короткой перспективе. В дальнейшей перспективе, возможно, это будет обуславливаться повышением цен.
На мой взгляд, на данный момент госдолг должен стать больше политическим рычагом давления, чем экономическим. Долг перед Россией в политической конъюнктуре, скорее всего, будет использоваться этим образом до востребования».