Казахстан в "Армии Турана", реально ли это – эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан в "Армии Турана", реально ли это –  эксперт

Казахстан в "Армии Турана", реально ли это – эксперт

Сегодня в обществе активно обсуждается идея "Армии Турана". В среде экспертов-политологов также идет обсуждение идеи возможного членства Казахстана в этом военном союзе.

  • 16 Июня 2022
  • 4505
Фото - Caravan.kz

Своим мнением по этому непростому вопросу с корреспондентом Caravan.kz поделился политолог Александр Колмаков.

— Что могло бы дать Казахстану членство в "Армии Турана"?

 — Сегодня это ничего не может дать Казахстану, потому что «Армия Турана» пока остается неформальной декларацией о намерениях, а не реальным объединением, к которому Казахстан мог бы присоединиться. В реальности существует ряд соглашений о военном сотрудничестве между Турцией и странами Центральной Азии – Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Кыргызстаном, в которых речь идет о проведении совместных военных учений, обмене студентами военных вузов, военно-техническом сотрудничестве. После Второй карабахской войны тема объединения тюркских государств в единый союз (в том числе и военный) снова стала актуальной, поскольку Турция в этом конфликте показала преимущество своей военной техники, а реальная активность России в Центральноазиатском регионе снижалась. К тому же Турция активно сотрудничает в невоенных сферах с тюркскими странами в рамках Организации тюркских государств (ОТГ). Однако после ухода США из Афганистана и событий января 2022 года в Казахстане ситуация изменилась. ОДКБ продемонстрировала свою эффективность, а действия президента Казахстана в критической ситуации показали, что военное сотрудничество с Россией в рамках этой организации обладает безусловным приоритетом перед гипотетическим военным союзом с Турцией.
 
— Какие возникли бы риски, и какая польза при вхождении нашей страны в данный союз?
 — На сегодняшний день страны Центральной Азии интересны Турции и России в двух аспектах. Во-первых, это конкурентная борьба за строящийся Китаем Новый Шелковый путь, по которому будут перевозиться товары в Европу. Попытка стран Восточной Европы возродить проект «санитарного кордона» теоретически могут вынудить Китай выстраивать транспортный коридор в Европу через Турцию, а не через Россию, однако Таможенный союз снижает издержки по транспортировке – доставка через целый ряд независимых стран обойдется куда дороже. Поэтому Турция пытается выстроить свой союз, подобный Таможенному, что отражено в программном документе ОТГ «Видение Тюркского мира — 2040», где говорится о намерении «создать непрерывную, интегрированную, эффективную, быструю и устойчивую мультимодальную связь между государствами-членами путем упрощения и гармонизации таможенных и транзитных процедур при пересечении границ». Думаю, стоит ожидать усиления конкуренции, которая, впрочем, совсем не обязательно приведет к военной конфронтации. Теоретически возможна гармонизация интересов Турции и России, выстраивания «союза союзов», который будет знаменовать усиление гегемонии Китая на всей территории Евразии. Поскольку Казахстан находится как раз на развилке северной и южной веток Нового Шелкового пути, такой исход был бы для него наиболее выгоден с точки зрения экономики и безопасности.
Во-вторых, это вопрос стратегической безопасности. В условиях усиления нестабильности Центральная Азия может стать очередной «горячей точкой», что было бы выгодно США, для которых усиление Китая через Новый Шелковый путь невыгодно, плюс таким образом можно отвлечь военные ресурсы России от конфликта в Европе. Казахстану в этом смысле выгодно всеми возможными способами удерживать стабильность и не участвовать в политических играх крупных держав, которые плачевно могут закончиться для страны. Власти это понимают, поэтому военное сотрудничество с Турцией, которая является членом НАТО, не будут заходить настолько далеко, чтобы дать России (и Китаю) возможность рассматривать их как переход на сторону интересов Запада. Нападение со стрельбой на людей на зоне отдыха: суд снова вынес неожиданное решение

— Придется ли Казахстану покинуть ОДКБ в случае вступления в «Армию Турана»? Как могут отреагировать на это американские партнеры Казахстана, а также соседние Россия и Китай?
— Как уже было отмечено, «Армия Турана» — это декларация о намерениях, а не реальная организация. Если чисто гипотетически предположить, что Казахстан захочет создать союз со страной, входящей в НАТО, то это невозможно будет сделать, не покинув ОДКБ, поскольку в статье 1 Договора о коллективной безопасности говорится: «Государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника». Между тем Договор не запрещает странам-членам выйти из договора. Согласно статье 11 Казахстан может покинуть ОДКБ, если «поставит не менее чем за шесть месяцев в известность о своем намерении других участников и выполнит все вытекающие в связи с выходом из настоящего Договора обязательства». В связи с усилением глобальной нестабильности можно рассматривать разные варианты, однако власти Казахстана вряд ли пойдут на такой шаг. То же самое можно сказать и о Китае, который, хоть и инвестирует в Турцию значительные финансовые ресурсы, все равно рассматривает ее, как члена НАТО. Реакция США на такой шаг будет, скорее всего, неоднозначной: на уровне заявлений последует однозначная поддержка, но использовать новый расклад сил США будут пытаться с целью дестабилизации региона, а не его развития, поскольку им выгодно ослабление Китая и России.

В общем, считаю, что это слишком далеко от реальности, чтобы всерьез рассматривать такой сценарий, – подытожил Александр Колмаков.

В то же время другие эксперты имеют альтернативную точку зрения. Так, эксперт-международник Ануар Бахитханов считает:

«Безусловно, вопрос о создании столь крупного военного объединения не может оставлять равнодушным никого. Военный союз, о котором мы ведем речь, подразумевает сильную объединенную армию численностью в 10 миллионов солдат, что в возможной перспективе автоматически заставит считаться с мнением Турции такие крупные державы, как Россия и Китай».

В настоящий момент "Армия Турана" остается пока лишь идеей на бумаге. Но в стремительно меняющемся мире, особенно на фоне нестабильности военно-политической и экономической обстановки, возможны самые неожиданные подвижки.