Казахстан в ВТО: Поспешаем, не торопясь? - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+16 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан в ВТО: Поспешаем, не торопясь?

Казахстан в ВТО: Поспешаем, не торопясь?

Наступил 2014 год, а Казахстан так и не стал членом ВТО. До последнего ожидалось, что решение о вступлении будет принято в декабре на министерской встрече стран-участниц. Но – не случилось…

  • 24 Января 2014
  • 8533
Фото - Caravan.kz

С другой стороны, может, это и к лучшему? У нас будет больше времени подготовиться, подумать. Мы уже вступили в Таможенный союз и вполне можем организовать импорт необходимых нам товаров и сырья через Россию: по части позиций Москва, по настоянию ВТО, снизила таможенные пошлины. По российской оценке, подешевели рыба, фрукты, овощи, шоколад, цветы, лекарства, текстиль, одежда, обувь, стройматериалы, мебель, электроника и электротехника, медоборудование, косметика.

С другой стороны, наш рынок сейчас достаточно защищен от импорта, и у нас будет дополнительное время поднять-таки сельское хозяйство и промышленность, построить нефтехимические заводы, создать машиностроительный комплекс. В 2013 году экономика показала неплохие результаты. Главное, наметились точки роста: заработали автозаводы, появились признаки восстановления села, упорядочивается торговля.

О ком плачет ВТО?

Из всей информации вокруг вступления страны в ВТО можно выделить одну особенность. Положительно о ВТО говорят только чиновники. Все остальные – экономисты, независимые эксперты, владельцы предприятий – или ничего не говорят, потому что не понимают, что происходит, или говорят отрицательно. Ведь, по сути, в переговорах только чиновники и участвуют.

Взять хотя бы список переговорщиков Казахстана: сюда вошли заместитель Премьер-министра, министр по делам экономической интеграции, пять вице-министров, четыре  зампреда агентств и комитетов и два представителя Администрации Президента. Многие из них никогда и не работали в частных компаниях и на производстве, только в госструктурах. То есть они не представляют себе, как надо зарабатывать деньги, а не получать их.

В переговорной команде нет тех, кто реально будет конкурировать с импортом. Нет директоров фабрик и заводов, владельцев шахт и нефтекомпаний. Нет бизнес-ассоциаций.

– Позиции предпринимателей никак не учитывали ни при создании ТС, ни при переговорах в ВТО, – рассказал “Каравану” председатель Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий ШЕСТАКОВ. – Все вопросы чиновники сами обсуждали и сами принимали решения. Хотя в России в переговорную команду с ВТО вошли представители Торгово-промышленной палаты, и они очень жестко защищали свои интересы.

Сам по себе доклад по вступлению России в ВТО – огромный документ. Он оговаривает условия экспортных пошлин по тысячам позиций – от носков до самолетов. И благодаря участию предпринимателей Россия вела переговоры достаточно жестко. Это понятно: в промышленности работает много людей, и, если сразу бросить их в конкурентный рынок, это станет большой проблемой. Россию пустили в ВТО как большого игрока. Вот по Казахстану такого же доклада в свободном доступе нет. Поэтому и об ошибках переговорщиков можно будет судить уже после вступления.

Работа над ошибками

И ведь такую ошибку наше правительство уже делало. При создании Таможенного союза чиновники также отодвинули предпринимателей – и что мы в итоге получили? Из 7 ключевых отраслей только одна отрасль может похвастаться импортом в Россию – пищевая. Мы продаем соседям кондитерские изделия, алкоголь и табачные изделия. Но и здесь Москва выставила фактически запретные барьеры против казахстанской продукции. В Беларусь наш экспорт так и не пошел.

Результаты опросов показывают: преобладающая часть населения и предприятий не увидела обещанных позитивных эффектов от вступления Казахстана в Таможенный союз. Казахстанская продукция не имеет достаточного доступа на рынки РФ и РБ из-за нетарифных барьеров. А вот продукция этих стран имеет свободный доступ на казахстанский рынок и ущемляет интересы казахстанских производителей, – рассказал “Каравану” старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлен БАДЫХАН.

Кроме алкоголя и табака, Казахстан представлен в таких сферах, как сельхозпродукция, одежда, мебель, продукция деревообрабатывающей промышленности, строительные материалы. Однако наше присутствие почти незаметно и не идет ни в какое сравнение с масштабами присутствия российской и белорусской продукции на рынке казахстанском. Причина этого – оторванность переговорной команды при ТС от реальной экономики.

– Состав переговорной команды от Казахстана постоянно меняется, что негативно отражается на выработке и защите единой позиции. Российские и белорусские команды, как и положено любой стране, отстаивают свои интересы. Судя по всему, “жесткая” позиция казахстанских переговорщиков никак на это не повлияла, – считает Е. Бадыхан.

Когда чиновники спохватились, наши рынки были захвачены российскими и белорусскими товарами. Только после нажима со стороны казахстанских предпринимателей начались переговоры о более справедливых правилах торговли. Например, 25 декабря прошлого года был подготовлен проект соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции на единой таможенной территории ТС.

Свобода, равенство…

Чуть ли не единственным способом защиты нашего рынка от недобросовестного экспорта в ВТО станет качественная экспертиза товаров. То есть нам нужны собственные лаборатории, которые смогут сказать: безопасен тот или иной продукт или нет, можно его продавать в Казахстане или запретить?

Например, в стране есть только три фабрики, у которых свои лаборатории, способные определить безопасность лекарства. Есть пара лабораторий по метрологии, 4–5 сертифицированных лабораторий по безопасности технических изделий и ни одной по определению безопасности транспортных средств, включая автомобили. Сейчас мы не можем запретить продажу, например, белорусских или российских товаров, а они могут, потому что у них такие лаборатории есть. Завтра на наш рынок хлынут товары со всего мира, но мы к этому не готовы.