Психологи, например, считают, что это хорошо, ведь каждый человек индивидуален, поэтому должен иметь свою неповторимую точку зрения.
Однако есть отрасли наук, где не может не существовать определенности, причем, речь идет не только о точных и естественных науках вроде математики или химии, но и об …истории.
Сегодня хочется заглянуть в календарь исторических дат Казахстана. Относится ли история к тем наукам, где может существовать несколько вариантов одного и того же события?
Итак, важнейшее ближайшее «красное число календаря» — 16 декабря, День независимости Республики Казахстан.
Каким именно событиям посвящена данная памятная дата для республики? Вы не поверите, но у меня в итоге получилось…два варианта.
Если бы пошла со своим «открытием» к психологу, он бы за меня наверняка порадовался. Когда есть несколько вариантов решения вопроса — легче выбрать правильный вариант. А вот насколько это приемлемо для исторических событий?
Итак:
Первый вариант: 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости».
Второй вариант: это памятная дата событий 1986 года.
Несмотря на немалый срок прошедших событий, до сих пор ведутся споры и высказываются мнения, что, как и почему.
Своим взглядом делятся очевидцы:
Марина Хианиди, доктор океанологических наук, Греция.
«В то время я училась на втором курсе университета имени Кирова. Не могу сказать, что мне приятно вспоминать декабрьские события. По общежитию ходили группы молодых людей, путем открытых угроз, вынуждали студентов принять участие в акции протеста. Ужасно хотелось избежать всего этого. Благодаря разумному решению ректора, с письменного заявления близких родственников можно было покинуть общежитие на эти несколько неспокойных дней».
Один из участников со стороны правоохранительных органов, который оставил за собой право анонимно ответить по данной проблеме:
«Стараюсь не вспоминать декабрьские события 1986 года. Что может быть хуже, чем видеть толпу пьяных молодых людей? Последствия — это коллеги получившие травмы, стали инвалидами. Конечно, были и те, которые после получили премии и звания, но чего им это стоило — другой вопрос».
Но многих интересует вопрос, каким декабрьское событие останется в памяти потомков? Ведь вариантов несколько, в том числе и в учебниках по истории Казахстана.
«16 декабря 1986 на пленуме было принято решение о снятии с должности первого секретаря Компартии Казахстана Д. Кунаева и назначении на эту должность Г. Колбина. Это решение вызвало бурную реакцию среди казахского этноса. 17 декабря 1986 г. около 2400 демонстрантов вышли на улицы Алма-Аты, и, как это обычно бывает, руководство подавило сопротивление. Сотни человек были осуждены, уволены, отчислены из учебных заведений. В постановлении ЦК КПСС события в Алма-Ате были обозначены как проявление казахского национализма. Декабрьские события показали, что область демократизации была в весьма суженных пределах. Любая критика в адрес Системы была недопустима».
Или:
«Утром 17 декабря на площади перед зданием ЦК стала собираться молодежь, требующая объяснить причины избрания Г. Колбина и протестующая против игнорирования Москвой интересов республики.
По улицам Алматы прошло мирное шествие, демонстрация стала принимать массовый характер. Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего новые власти Казахстана с благословения М. Горбачева вновь прибегли к террору и репрессиям. 17 и 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск. При разгоне демонстрации войска использовали саперные лопатки, служебных собак, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом, несколько сотен человек были без санкций прокурора помещены в следственные изоляторы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. В ходе трагических событий 17-18 декабря несколько человек погибло, было множество раненых и травмированных. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии.
В уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек — из комсомола и 52 человека — из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек.
Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений — более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма».
Немного по-другому описаны события 1986 года в школьных учебниках, выпущенных в 2005 г.
Опущу повторяющиеся моменты в ранее вышедших исторических публикациях. Были добавлены следующие подробности:
«Характер Декабрьских событий. Накапливавшиеся десятки лет негативные явления — серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах, обострение национального вопроса — породили гнев и возмущение молодежи республики, вынудили их прибегнутъ к решительным методам борьбы. Смена первого руководителя республики стала толчком к открытому выражению зреющего массового недовольства.»
«…Задержанных парней и девушек заставляли лежать на снегу по несколько часов…».
Появляются новые детали Декабрьских событий в лекциях, прочитанных в некоторых университетах Швеции и Англии, Мухтаром Шахановым, председателем комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по расследованию Декабрьских событий.
«Были задержаны и наказаны около 8500 человек, участвовавших в Декабрьских событиях. По неполным данным, 1 720 человек были ранены. При этом не учитывались люди, заболевшие вследствие обливания водой, удержания их на морозе. …99 человек осуждены, из них двое приговорены к смертной казни».
Несколько участников Декабрьских событий погибли. Среди них как символ борьбы молодежи за свободу выделяется поэт Кайрат Рыскулбеков. Его обвинили в убийстве дружинника С.Д.Савицкого. На самом деле в момент гибели Савицкого молодой поэт находился в другом районе города.
«Смертный приговор, вынесенный К. Рыскулбекову, вызвал недовольство мирового сообщества. Против этого решения выступили общественные деятели Чехословакии, Польши, Венгрии, США. Кайрат погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах».
Из того же источника: «Декабрьские события продемонстрировали истинные намерения советского руководства. Добиваясь признания, силовые структуры использовали жесткие методы воздействия. «Декабрьские события показали и низкую политическую культуру кремлевской администрации».
«По приказу правительства был создан секретный оперативный план «Метель-86». Согласно плану Декабрьские события предполагалось комментировать как криминал или проявление национализма. Позже документы о плане «Метель» были уничтожены».
Если обратить внимание на выводы, к которым приходят авторы учебных пособий, то получается, что в более ранних публикациях акцент делается на национализм, а в более поздних — на политические способы подавления протеста или политкорректность.
Остается открытым вопрос, какие детали со временем будут раскрываться на страницах учебников, а так же какой вариант событий будет окончательным и наиболее полным.
Но остановимся на одной, и как мне кажется, объединяющей оба варианта версии:
«События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом. Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности — «советский народ». Пленум ЦК КПСС в январе 1987 года дал жесткие политические оценки событиям в Алматы, затем последовало известное постановление ЦК «О работе казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию молодежи».
Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках. Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве — стало архиважной задачей для только что избранного Президента Н.А.Назарбаева.
В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей. Чуть позже по инициативе Президента страны была создана Ассамблея народов Казахстана (АНК).
В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент подписал Закон о независимости, принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.
При подготовке материала были использованы следующие источники:
1. Декларация о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической республики. Алматы, 1991.
2. Алма-Ата. 1986. Декабрь. Книга-хроника. Алматы, 1991.
3. Алма-Ата 1986. Декабрь. Книга-хроника (вторая). Алматы, 1992.
4. Котов А.К. Суверенный Казахстан: гражданин, нация народ. Алматы, 1997.
5. История Казахстана, М. Козыбаев, К. Нурпеис, К. Жукешев, учебник 9 класс, 2005.
6. Северо-Казахстанская универсальная научная библиотека им. С.Муканова, информационно-библиографический отдел.
7. Электронное издание «История Казахстана» для школьников.
Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru