Через считанные месяцы в Алматы откроется лаборатория для диагностики особо опасных инфекций, которую, несмотря на рьяные выступления местных жителей, построили американцы. Но мало кто знает, что реальная опасность притаилась совсем с другой стороны.
Обычно информация такого рода остается за семью печатями и редко попадает в газеты. Ученые предпочитают до последнего бороться своими силами и не любят общаться с журналистами. Так было и в этот раз, но нам удалось уговорить специалистов, что замалчивать такие серьезные вопросы нельзя.
Мы отправились в Казахский научный центр карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ), который в народе у нас просто называют по старинке противочумным институтом, чтобы узнать, насколько опасно будет соседство алматинцев с “американской биолабораторией”, и случайно стали свидетелями жаркой дискуссии между учеными, которая касалась безопасности всех казахстанцев. Речь идет о реальной угрозе эпидемии чумы в стране.
Чума из прошлого может стать настоящим
Сегодня, услышав о чуме, мы вспоминаем, как в Средние века пандемии косили страны и континенты, но редко воспринимаем ее как реальную угрозу, которая может возникнуть из-за угла. Мы даже не задумываемся, что продолжаем жить в стране, где почти половину территории занимают природные очаги чумы. Ведется невидимая работа. Нас это как будто даже не касается.
Между тем при эпизоотологическом обследовании в 2014 году было выделено 162 штамма чумы, и ближайшая точка к самому крупному городу страны – Алматы – располагалась всего в 160 километрах… Конечно, мы уже не помним, как еще недавно в Казахстане люди гибли от этой страшной болезни. Так, в 1947 году в районе Баканаса, в поселке Кок-Узек, была вспышка чумы, которая унесла жизни около 40 человек. Почти 500 человек умерло от чумы в Атырауской области, Акбасты-Аваньская вспышка в 1945 году унесла 127 жизней. И сегодня ученые и специалисты противочумной службы Казахстана держат под постоянным контролем природные очаги чумы. Но “страшный бич степи” из прошлого может вернуться, и на этот раз масштабы проблемы могут оказаться намного опаснее: в современных городах живут тысячи людей, высокая плотность населения, миграционная активность, современные средства передвижения и многочисленные контакты могут любую вспышку превратить в эпидемию. В мировой практике есть расчеты, что для локализации только одного случая заражения чумой человека в крупных городах потребуется один миллион долларов! Выпусти вожжи контроля хотя бы немного – и риск экономических и людских потерь может оказаться слишком большим…
Поэтому, услышав, как специалисты противочумного института говорят о проблемах с вакцинацией верблюдов, заморочках с тендерами, которые могут стоить огромных потерь, мы насторожились не на шутку.
Как объяснить чиновникам, что ты не верблюд!
Начальник отдела разработки и производства препаратов профессор Тлеули ТУГАМБАЕВ много лет проработал в институте, под его руководством создавались препараты для диагностики и профилактики особо опасных инфекций, которые сегодня сдерживают эпидемии. Но даже он настроен пессимистично и не может скрыть тревоги.
– Вы знаете, что существует реальная угроза распространения чумы среди людей опосредованно через зараженных верблюдов. 95 процентов этих животных выпасается на территории активных природных очагов чумы. Перед большими праздниками идет забой, по традиции мясо верблюда делится на части, раздается родственникам, друзьям, соседям, идет обширное распространение. Но мало кто задумывается, что в этом может таиться опасность, если животное заражено чумой, – говорит ученый.
Долгие годы проводилась вакцинация этих животных нашими препаратами. Но в последнее время ситуация изменилась. В 2015 году верблюды не прививались нашей вакциной…
КНЦКЗИ является единственным отечественным производителем живой чумной вакцины. Что же произошло?
Кому достаются тендеры?
Все эти годы противочумный институт производил вакцину, которой благополучно прививались животные. Препарат закупала у него какая-нибудь фирма, которая далее подавала заявку на тендер, сам институт делать это не мог по закону. При этом, как нам пояснили ученые, их отпускная цена была одной, а на тендере препарат выставлялся в 2,7 раза дороже, но полученные от этой цепочки посредниками прибыли никто не считал. Дескать, рыночные отношения. По карманам расходились миллионы. Противочумный институт долгие годы добивался возможности работать напрямую, получить право участвовать в тендерах. И в 2015 году ему это удалось. Республиканское государственное казенное предприятие поменяло статус РГП на ПХВ. И с радостью вышло на свой первый тендер. Казалось бы, теперь, без посредников, работа станет намного эффективнее, и государство сэкономит большие деньги. Но не тут-то было.
– Мы рассчитали, что экономия бюджетных средств при покупке вакцины напрямую у нас составит почти 16 миллионов тенге в год. Но не попали на тендер, наши документы отклонили по разным причинам. И госзаказ получило некое ТОО “Ветбиофарм”, – говорит профессор.
Задаем в поисковик название: тэоошка занимается оптовой продажей лекарственных средств. То есть опять тендер выиграл посредник, а единственный казахстанский производитель вакцины остался “за бортом”. Парадокс. При этом выяснилось, что это ТОО закупило вакцину в России, и до проведения тендера Национальный референтный центр по ветеринарии МСХ РК направил ее на сертификацию опять же в наш отечественный научный центр. Заключения после проведенных исследований вакцины против чумы верблюдов Ставропольской биофабрики РФ, выданные специалистами КНЦКЗИ, изначально ставили под сомнение качество этих препаратов по ряду основных показателей.
– Мы тогда и не знали, что эти вакцины закупят вместо наших. Проверили их и выяснили, что вакцина не отвечает основным показателям по качеству, что создает угрозу риска заражения привитых животных и опосредованно населения, проживающего на территории природных очагов чумы, – поясняет Тлеули Тугамбаев.
В 2015 году и начале 2016-го именно этими вакцинами прививались верблюды. Но специалисты проявили свою гражданскую позицию и не стали оставлять проблему без внимания. Они даже подали в суд, написали в прокуратуру.
За безопасность пришлось судиться!
На днях Тлеули Идрисович снова был вынужден оставить отдел и выехать в Астану в ГУ департамента национального бюро по противодействию коррупции по Астане для дачи пояснений. Судебная коллегия по гражданским делам суда города Астаны наконец вынесла решение об удовлетворении иска ученых. Суд постановил признать недействительным договор о государственных закупках 2015 года, заключенный между ГУ “Комитет ветеринарного контроля и надзора министерства сельского хозяйства РК” и ТОО “Ветбиофарм”.
Казалось бы, ситуация разрешилась, были возбуждены даже уголовные дела в отношении лиц комитета ветеринарного контроля и надзора. Но это оказалось только началом проблем.
Как чиновники выставили угрозу чумы на аукцион
В 2016 году должен был состояться очередной тендер. Специалисты центра были уверены, что в этот раз их не оставят в стороне, ведь на руках все требуемые документы, даже судебные решения имеются. Но по какому-то странному стечению обстоятельств именно в 2016 году было решено закупать вакцины против чумы верблюдов методом аукциона, как лисьи меха и антикварную мебель. Но ведь речь идет о безопасности страны. Игра на ценах, с выбором самого дешевого, может стоить слишком дорого. На манеже оказались все те же. ТОО “Ветбиофарм”, которое год назад благополучно продало нашему государству российскую вакцину по 700 тенге за дозу, вдруг легко опустило цены на аукционе до 239,5 тенге. И вырвало заказ у отечественных производителей с разницей в цене всего в несколько тенге! Центр же не мог по закону продавать вакцину ниже своей себестоимости.
– Это похоже на демпинг! Научный центр остается без возможности реализации вакцины против чумы верблюдов уже второй год подряд, мы будем вынуждены прекратить производство вакцин, – негодуют ученые.
Есть такой грязный и замусоленный приемчик на рынке, когда игрок сначала низкими ценами душит конкурентов, опуская цены ниже себестоимости, отказывая себе в барышах и пряниках, а потом, когда территория зачищена, смело устанавливает любую цену, и тут можно уже не ограничивать аппетиты. А за неимением альтернативы государство будет просто вынуждено покупать “золотую вакцину”, ведь речь идет о безопасности страны. Почему министерство сельского хозяйства не видит этой угрозы, ведь факты налицо? Или просто закрывает глаза на ситуацию?
Новый министр сельского хозяйства Аскар МЫРЗАХМЕТОВ должен поближе познакомиться с комитетами, которые достались ему по наследству, и разобраться, кто там решил поиграть с одной из самых страшных угроз человечества – чумой. Мы отправили официальные запросы в министерства финансов, сельского хозяйства и Генеральную прокуратуру.
Надеюсь, нам удастся остановить эту эпидемию безумия. Ведь есть кое-что дороже денег…