На эти и другие вопросы медиа-порталу Caravan.kz ответила отечественный эксперт в сфере международного образования Жазира Дуйсенбекова.
— Прежде всего, разрешите выразить слова соболезнования семьям погибших, выразить слова сочувствия всем раненым, — отметила наша собеседница в начале. — Это не просто трагедия, шок, боль. Мы пережили страшную трагедию, выводы из которой еще предстоит сделать. Говорят: «Большое видится на расстоянии». Должно пройти какое-то время, чтобы трезво оценить то, что произошло. «Вскоре наших детей будут обучать явно не гении, а лечить нас будут не профессионалы»: итоги года в области образования в Казахстане
Когда мы услышали, что будет сформировано новое правительство, многие надеялись, что МОН РК также получит нового руководителя. Но этого не произошло. Причин много. За 30 лет независимости в стране сменилось тринадцать министров, каждый из которых продолжал реформы предыдущего или, наоборот, их отменял и начинал новые. Это порядком надоело. Министр пытался исправить ошибки своих предшественников, но и сам наметил грандиозную реформу, а именно — переход на 12-летнее образование по формуле: 5+5+2. И если он сохранил свою должность, значит, надо готовиться еще одному реформированию системы образования. А новые реформы – это новые финансовые средства, это потоки денег, которые можно направить в определенные русла.
Январская трагедия + омикрон = дистанционка.
Вынужденная мера, или все-таки формула?
Скорее, формула. Во время январских событий стали сразу раздаваться голоса родителей, просивших ввести дистанционное обучение. Родители просто боятся за своих детей.
Но есть и другая формула:
дистанционное обучение = отсутствие знаний.
Даже в Алматы многие педагоги работают через Whatsapp. Zoom не тянет (интернет работает не всегда хорошо), его надо оплачивать. Международное сообщество давно бьет тревогу о качестве дистанционного обучения и о его последствиях. Так, исследователи Eric Hanushek и Ludger Woessmann заявили, что «закрытые школы — это не только меньше новых знаний, но и потеря ранее приобретенных, на которых должно было строиться дальнейшее обучение». Ученые дали прогноз, «что даже если школы прямо сейчас вернутся к уровню 2019 года, будущие выпускники потеряют примерно 3% дохода, а учащиеся из неблагополучных семей столкнутся с еще более серьезными последствиями» («The Economic Impacts of Learning Losses», 10.09.2020 г.).
Третья четверть – самая большая и по продолжительности (10 недель), и по объему знаний. Уход на дистанционное образование на весь период третьей четверти считаю большой потерей.
— Прошлый год был крайне непростым для системы образования в частности, как и для многих других областей жизни и деятельности в целом. Но можно ли считать, что на фоне текущей обстановки сфере предстоит столкнуться с еще более сложным периодом?
— Начнем с небольшого пояснения. Когда вы говорите «прошлый год», вы имеете в виду 2021 год. Но в системе образования это не работает. В системе образования сейчас идет 2021-2022 учебный год. То есть год начинается 1 сентября…
Какова текущая обстановка? Давайте посмотрим, сколько приказов сейчас на открытых НПА. Вот, что мы наблюдаем, если открыть ЦГО (Центральные государственные органы):
Многие учителя возмущены количеством переписанных и пересмотренных приказов МОН РК, они не скрывают своего раздражения по этому поводу:
А вот ответ на это замечание официального представителя МОН на этом же телеграм-канале:
Несколько раздраженный ответ, не правда ли? Сколько восклицательных знаков, обратите внимание… И что значит: «Вы понимаете, как изменилась система образования в условиях ЧП и карантина?!» Нет, не понимаем, объясните, пожалуйста. И далее: «Ни один педагог не остался без зарплаты…!». Такое ощущение, что учителям просто одолжение сделали: заплатили зарплату в условиях ЧП и карантина.
Давайте теперь мы воткнем свои восклицательные знаки… Да, у учителей школ есть и вопросы к МОН РК, и претензии. Например, в 2020 году все учителя переписали свои поурочные планы по приказу №130, но с 19 сентября 2021 года им пришлось опять переписать свои поурочные планы уже по приказу № 472! На обсуждении опять Приказ «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». Приказ о введении изменений в Приказ! Оценивание менялось сколько раз? Два? Три? Посмотрите скриншоты ЦГО от 19.01.22 г.! МОН РК – 377 Приказов! Сравните с другими министерствами и другими центральными госорганами. Только МОН РК так изощряется! Такое количество Приказов об изменении Приказов говорит только об одном: педагогическое сообщество все сильнее загоняют в рамки. Учитель шага ступить не может по своему усмотрению, ведь завтра спросят: а какому Приказу этот шаг соответствует?
— Можно ли на данный момент выделить какие-то факторы, которые могут оттолкнуть казахстанское образование назад? Здесь невольно вспоминается, что в прошлом году Казахстан занял 62-е место из 93 по качеству образования в мире, уступив Кыргызстану…
— Одним из таких факторов как раз и является перевод школ на дистанционное обучение. Безусловно, это откат назад. Спасибо, что вы постоянно опираетесь на определенные факты. И одним из таких фактов является именно этот рейтинг. Да, в прошлом году Республика Казахстан продемонстрировала 62-е место в названном рейтинге. Полное название данного рейтинга «Индекс качества системы образования». Он оценивает государственную систему образования, готовность студентов учиться в вузах, финансирование университетов, количество высших образовательных учреждений в различных мировых рейтингах. Казахстанские ВУЗы в этих рейтингах редкое явление. Сможет ли выпускник казахстанского ВУЗа устроиться на работу за рубежом? Скорее всего, нет. Выпускники и на родине часто не могут найти работу по специальности. Наверное, только у нас в стране официанты имеют диплом юриста, а таксисты — диплом экономиста. При всей привлекательности по заработной плате профессии учителя мы имеем дефицит педагогов, особенно в Алматы и в Нур-Султане. Есть еще один факт, доказывающий, что наша система образования «буксует». Об этом свидетельствует Глобальный рейтинг стран по достижению ЦУР (целей устойчивого развития) по данным за 2021 год. И в 2020, и в 2021 году ЦУР №4 (качественное образование) находится в полной стагнации.
— Сложившаяся ситуация показала, что стране просто жизненно необходимо принятие ряда реформ. Чем в первую очередь обусловлена важность реформирования в системе образования? С какими из уже озвученных тезисов вы согласны, а на какие следует еще обратить внимание?
— В первую очередь реформирование в системе образования обусловлено провалом так называемого ОСО (обновлённого содержания образования), инициированного НИШ. Соглашусь со всеми озвученными в ваших вопросах тезисами. Замечу, реформы важны, они необходимы, но строиться они должны на научных исследованиях, причем не только международных, но и отечественных. Пора нашему министерству вспомнить, что оно называется министерством образования и науки. А это не только курирование ВУЗов, это развитие фундаментальной и прикладной наук, — подытожила Жазира Дуйсенбекова.